Смекни!
smekni.com

Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных способностей детей (стр. 10 из 12)

Диагностическое задание для детей 2

Заданиеимеет целью определить наличие и развитость у детей музыкально-слуховых представлений.Детям предлагается музыкально-дидактическая игра«Укрась музыку».

Цель: Игра применяется для развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.

Игровой материал: Магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход игры:Дошкольники слушают сначала все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем, по просьбе взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество - украсить звучание. Например, где-то можно украсить мелодию звучанием колокольчика, металлофона, ударом в барабан или бубен.

В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения, подключают воображение, проявляют творчество. В процессе этой игры развиваются: навык игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.

Критерии оценки деятельности детей:

3 балла – Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях; верно и четко высказывает свою мысль; самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;

2 балла – Дошкольник применяет знания во время выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения; с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани; слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют дидактический материал в самостоятельной практике;

1 балл – Дошкольник проявляет умение элементарно выполнять сенсорные действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное отношение к выполнению заданий.

Характеристика уровня развития у детей музыкально-слуховых представлений:

Высокий – 3 балла;

Средний – 2 балла;

Низкий – 1 балла.

Таблица 3. Характеристика уровня развития у детей музыкально-слуховых представлений

Уровень 6 лет 7 лет
Высокий - -
Средний – 2 балла Антонов Тимур Оборина Нина, Образцова Аня
Низкий – 1 балл Алексеев Артем, Усов Леша, Арсентьев Олег, Вакарик Рита, Осташова Настя, Алиев Никита, Елькина Инга, Аникин Ваня, Антонов Тимур, Аксенов Костя, Осокин Никита, Вокуева Аня, Горбач Лиля Рочев Рома, Лавров Тема, Евсеев Вова

Высокий уровень развития музыкально-слуховых представлений не показал ни один ребенок. Средний уровень развития показали только три ребенка – 17%. Остальные дети показали низкий уровень развития - 83%.

Диагностическое задание для детей 3

Задание имеет целью определить наличие и развитость у детей чувства ритма.

Задание: Прослушав пьесы: «Мотылёк» Майкапара, «Польку», «Марш», дети должны изобразить «Мотылька» (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш.Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Критерии оценки деятельности детей:

3 балла- творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

2 балла- эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность.

Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

1 балл – мало эмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Характеристика уровня развития у детей чувства ритма:

Высокий – 3 баллов;

Средний – 2 балла;

Низкий – 1 балла.

Таблица 4. Характеристика уровня развития у детей чувства ритма

Уровень 6 лет 7 лет
Высокий - -
Средний – 2 балла Антонов Тимур Оборина Нина, Образцова Аня
Низкий – 1 балл Алексеев Артем, Усов Леша, Арсентьев Олег, Вакарик Рита, Осташова Настя, Алиев Никита, Елькина Инга, Аникин Ваня, Антонов Тимур, Аксенов Костя, Осокин Никита, Вокуева Аня, Горбач Лиля Рочев Рома, Лавров Тема, Есеев Вова

Высокий уровень развития музыкально-слуховых представлений не показал ни один ребенок. Средний уровень развития показали только три ребенка – 17%. Остальные дети показали низкий уровень развития - 83%.

Общий уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6–7 лет (Таблица 5). Высокий уровень – 7-9 баллов, Средний уровень – 4–6 балла, Низкий уровень – 3 балла.Таблица 5.Общий уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста 6 – 7 лет
Фамилия, имя Задание1 Задание 2 Задание 3 Общий бал Средний бал Уровень
1. Осташова Настя 1 1 1 3 1 Низкий
2. Алиев Никита 1 1 1 3 1 Низкий
3. Елькина Инга 1 1 1 3 1 Низкий
4. Аникин Ваня 1 1 1 3 1 Низкий
5. Алексеев Артем 1 1 1 3 1 Низкий
6. Усов Леша 1 1 1 3 1 Низкий
7. Арсентьев Олег 1 1 1 3 1 Низкий
8. Вакарик Рита 1 1 1 3 1 Низкий
9. Вокуева Аня 1 1 1 3 1 Низкий
10. Горбач Лиля 1 1 1 3 1 Низкий
11. Антонов Тимур 2 2 2 6 2 Средний
12. Аксенов Костя 2 1 1 4 1,3 Средний
13. Осокин Никита 2 1 1 4 1,3 Средний
14.Оборина Нина 3 2 2 7 2,3 Высокий
15. Образцова Аня 3 2 2 7 2,3 Высокий
16. Рочев Рома 2 1 1 4 1,3 Средний
17. Лавров Тема 2 1 1 4 1,3 Средний
18. Есеев Вова 2 1 1 4 1,3 Средний
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности.2. У детей на данный момент слабо развиты ладовое чувство, музыкально-слуховые представления; чувство ритма.3. В ходе исследования выявилось, что преобладали дети, продемонстрировавшие низкий уровень развития навыков (61%). Средний уровень у пяти ребят – (28%). Высокий уровень – только у двух ребят (11%). 3. В ходе выполняемых заданий мы выявили сформированность у них следующих способностей: 1) ладового чувства; 2) музыкально-слуховых представлений; 3) чувства ритма.

§2.2 Формирующий этап исследования

Цель: развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет посредством инсценирования песен.

Задачи:

1. обучающая,

2. развивающая,

3. воспитательная.

I этап. Развитие ладового чувства

Цель – развить у детей дошкольного возраста 6 -7 лет ладовое чувство.

Задачи: 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) на основе технологии составить перспективный план развития музыкальных способностей детей.Мероприятие - Дидактическая игра «Разноцветные кубики» на развитие ладового чувства

Цель: Закреплять умение различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов.

Дидактический материал: Восемь кубиков (сторона 5 см). Четыре стороны кубика окрашены в разные цвета (красный, синий, желтый, зелёный). На две стороны наносятся значки (небольшой прямоугольник и кружок), условно обозначающие музыкальное вступление и заключение.

Методика применения:

1-й этап освоения. Пособие используется для определения частей музыки или количества куплетов в песне. Педагог исполняет пьесу, состоящую из трех частей, где первая и третья повторяются, а вторая – контрастна по характеру. При повторном исполнении пьесы учащиеся выкладывают кубики так, чтобы у первого и третьего кубика верхние стороны были одинаковые по цвету, у второго другого цвета. Педагог может исполнять песню, тогда каждый куплет обозначается разными цветами, а повторяющийся припев песни обозначается одним цветом кубика.

2-й этап освоения. Учащиеся учатся различать не только части музыки, но и музыкальное вступление, заключение.

Сначала они также определяют части, или количество куплетов и припевов, выкладывая их с помощью кубиков, а затем при повторном прослушивании пьесы или песни определяют, есть ли в ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части, дети кладут кубик, на верхней стороне которого изображен прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последний кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.