Смекни!
smekni.com

Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных способностей детей (стр. 11 из 12)

II этап. Развитие музыкально-слуховых представлений

Цель: развить у детей дошкольного возраста 6 -7 лет музыкально-слуховые представления.

Задачи: 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) на основе технологии составить перспективный план развития музыкальных способностей детей.

Мероприятия:

1. Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»

Методические рекомендации: Музыкальное сопровождение-оркестр детских музыкальных инструментов.

Дети, исполняющие роли Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья, одеты в костюмы персонажей.

Комар одновременно исполняет роль дирижера оркестра (в левой руке он держит скрипку, в правой - смычок, который служит дирижерской палочкой).Оркестр размещается в левом углу зала у центральной стены. Расписные ворота – в правом углу. Хор располагается у центральной стены между оркестром и воротами, либо вдоль боковых стен зала.

Форма: Вокал (часть детей+солисты)+образные движения (главные герои)+импровизация на детских инструментах (часть детей)

Возраст участников: 6-7 лет

Роли: Муха, Комар, Стрекоза и Муравей, часть детей - хор, часть- оркестрРеквизит: Расписные ворота, детские музыкальные инструменты.

Ход инсценировки:

Оркестр исполняет музыку одного куплета – это вступление. Муха выходит из ворот и останавливается, скрестив руки на груди.

1.Как у наших у ворот

Муха песенки поет.(Поют дети)

Ай, люли, вот поет. 2 раза (Поет Муха.)

2. Комар музыку ведет,

Стрекоза плясать идет.

Ай, люли, вот идет.

Комар имитирует игру на скрипке, Стрекоза выходит из ворот плясовым шагом (переменным или пружинящим). Из ворот выходит и останавливает Муравей.

3.Стрекоза плясать идет,

Муравья с собой зовет,

Ай, люли, вот зовет. 2 раза

(Стрекоза машет рукой Муравью.)

4. Муравейка, милый мой, (Стрекоза поет одна.)

Попляши-ка ты со мной (Поют все дети, а Муравей от-

Ай, люли, ты со мной. казывается, покачивая головой.)

Ай, люли, ты со мной.

5, Уж я рад бы поплясать, (Поет Муравей в медленном

Да устал я – мне не встать, темпе, присаживаясь на корточки.)

Ай, люли, мне не встать 2 раза

Повторяется мелодия без слов. Все дети хлопают в ладоши, а Муха, Комар, Стрекоза и Муравей весело пляшут, как хочет и умеет.

2.Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»

Методические рекомендации: Музыка и текст песни помещены в сборнике «Песни для детского сада, выпуск 2

Форма: Вокал (все дети)+образные движения (главные герои)

Возраст участников: 6-7 лет

Роли: Иванушка, 6 девочек, 2 мальчика-гармониста.

Реквизит: русские костюмы для мальчиков и девочек. В руках у Иванушки – корзина, с надувными игрушками: курочкой, уточкой, барашком, коровушкой. (Игрушки могут быть сделаны из папье-маше.)

Ход инсценировки:

Пружинящим шагом выходят дети. Первым идет Иванушка, за ним парами идут дети: сначала два гармониста, за ними девочки. Дети выстраиваются полукругом.

Где был, Иванушка? ( Поют девочки, чуть наклонившись,

и заглядывая Иванушке в глаза.

Одновременно девочки разводят руки в стороны.)

На ярмарке. ( Поет Иванушка. Девочки, выпрямляясь,

ставят кулачки на пояс).

Кто купил, Иванушка? (Поют девочки, движения такие же,

как и на первую строку.)

Курочку. (Поет Иванушка, показывая курочку.

Девочки опять выпрямляются,

ставят кулачки на пояс.)

Припев:

Курочка по сеничкам (Девочки стучат ложками четвертыми долями.

Зернышки клюет. гармонисты «играют» на гармошках.

Иванушка любуется собой,

выставив правую ногу на пятку,

покачивая носком правой ноги вправо-влево) большие пальцы рук заложены на пояс.

Иванушка (Поют девочки, одновременно

разводя руки в стороны;)

В горенке (ставят кулачки на пояс;)

Песенки (разводят руки в стороны;)

Поет. ( ставят кулачки на пояс).

Музыка припева повторяется Иванушка пружинящим шагом идет по кругу, широк раскрыв руки в стороны. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы, Иванушка делает энергичный притоп одновременно поднимая руки в стороны - верх. Эту проходку Иванушка выполняет либо с корзинкой в руке, либо оставив её на полу.

Девочки стучат ложками. 16 раз. (Четвертными долями.)

В запевах второго, третьего и четвертого куплетов повторяются движения запева

первого куплета.

Уточка по лужице, (Девочки делают скользящие

Лужице плывет, движения ложкой по ложке).

А барашек в садике (Дети стучат ложками, держа

Травушку жует, их вертикально.)

Коровушка деткам (стучат ложками то справа, то

Молочко дает. слева от себя).

Музыкальный проигрыш для проходки Иванушки звучит всегда после слов:

«Иванушка в горенке песенки поет».

III этап. Развитие чувства ритма

Цель – развить у детей дошкольного возраста 6 -7 лет чувство ритма.

Задачи: 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.Мероприятие - Дидактическая игра на развитие чувства ритма «Петушок, курочка и цыпленок».Ход мероприятия.

Цель:Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков. Для выполнения игры предварительно были разучены песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Игровой материал:Карточки с изображением трех ритмических рисунков (петушка, курочки и цыпленка).

Методика проведения:Детям раздаются карточки и напоминается соответствующий ритмический рисунок. Все поют песни и прохлопывают ритмический рисунок. Затем руководитель исполняет один из трех ритмических рисунков на металлофоне и спрашивает: «Кто клюет зерна?» Ребенок закрывает соответствующий рисунок на своей карточке. После этого дети сами исполняют песни, отстукивая ритмический рисунок на металлофоне. На следующем занятии дети поют по ролям, исполняя танец каждого героя.

Музыкальный репертуар: «Петушок», «Курочка», Цыпленок» Г. Левкодимова.

Между формирующим и диагностическим этапом должно пройти три недели. Проведем дальнейшую диагностику (см. Приложение 1, 2).Вывод:Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности, а именно:1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.Между формирующим и диагностическим этапом прошло три недели. Чтобы проверить эффективность разработанной технологии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, нами был проведен контрольный эксперимент.

§2.3 Контрольный этап исследования

Цель контрольного этапа: выявить уровень развития у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет музыкальных способностей.

Задачи: 1) определить наличие у детей ладового чувства; 2) определить наличие у детей музыкально-слуховых представлений; 3) определить наличие у детей чувства ритма; 4) провести анализ результатов исследования.

Общие результаты по контрольному этапу (см. Приложение 1).

У одиннадцати детей – высокий уровень развития музыкальных способностей (61%). Остальные дети также значительно улучшили свои результаты после трех недель обучающих игр и занятий (39%).

Музыкальные занятия строились с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принималось во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Важно было создать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.

Обучение как средство музыкального воспитания и развития должно быть нацелено на развитие музыкальности ребенка, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие музыкальных способностей детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой и, в частности, с инсценированием песен. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети без исключения любят сказки. Наблюдая детей еще в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка, ведь они эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, отсутствием дифференцированного ощущения разнохарактерных гармонизации мелодий, активностью восприятия, ритмики (особенно подвижных жанров), сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальных произведениях. Они выдумывают свои особенные слова, игры, сочиняют несуществующие истории.