Смекни!
smekni.com

Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных способностей детей (стр. 9 из 12)

Воспитатель или музыкальный руководитель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Создается атмосфера непринужденности и особого настроя на музыкальную деятельность, оказания помощи в организации развлечения или игры, музицирования.

Музыкально-ритмическая деятельность. Задачей такой деятельности является соединение навыков координации движения и музыки играющих, их воображения и слухового восприятия звукового образа. Данный вид игровой музыкальной деятельности развивает чувство ритма, способность улавливать настроение музыкального произведения и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

Применение музыкально-ритмической игровой деятельности в процессе формирования музыкальной культуры помогает решению таких важных эстетико-художественных задач, как развитие эмоциональной отзывчивости, свободы движения посредством снятия мышечной заторможенности, чувства пространства (21). Требования к музыкальному репертуару – его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа.

Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению М.С. Осенневой и Л.А. Безбородовой, условно делится на следующие группы (13, с. 248): 1) упражнения под музыку; (источником движения считают упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки); 2) собственно музыкальные игры (в основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход сюжетной игры), 3) пляски и танцы, основанные на элементах народных и классических танцевальных движений; 4) инсценирование музыкальных произведений. Практика показывает, что именно последняя разновидность музыкальных игр вызывает у студентов наибольший интерес, поскольку имеет огромное количество вариантов в проведении.

Думается, что одной из причин незначительной популярности данного вида игровой музыкальной деятельности является отсутствие специального помещения. Однако, понимая важность движения под музыку, способного помочь «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, необходимо использовать обыкновенную учебную аудиторию, имеющуюся в наличии. Например, под веселую музыку можно предложить «танцевать» в воздухе кистями рук, притоптывать ногами (сидя), под спокойную – делать плавные движения руками, под «таинственную» - изображать любопытство или испуг. Общеизвестно, что произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят. В качестве примеров, неоднократно апробированных на уроках, можно предложить следующие (см. таблицу 1):

Таблица 1. Примеры музыкально-ритмических движений

Упражнения Игры Пляски, танцы Инсценировки
1. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (маршировка пальцами на столе)2. М.И. Глинка «Полька» (хлопки и притопы, сидя за столом)3. С.В. Рахманинов «Итальянская полька» (выделение акцентов при помощи хлопков) 1. Д.Б. Кабалевский «Труба и барабан»2. Т. Ломова Музыкальная игра «Кот и мыши»3. П.И. Чайковский «Болезнь куклы» 1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»2. П.И. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»3. М.И. Глинка «Камаринская» 1. А.Филиппенко «Урожай собирай» (инсценирование сюжета песни)2. А. Филиппенко «Веселый музыкант» (инсценирование песни)3. В. Шаинский «В траве сидел кузнечик» (инсценирование песни)

Вывод: Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а так же на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников.

Важное педагогическое условие, обеспечивающее успех развития детского музицирования, - предметно-пространственная среда и оборудование. Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся музыкальным руководителем, большинство заданий предлагается одновременно всем детям, а при самостоятельной деятельности дети находятся в основном в группе только с воспитателем, который должен предоставить возможность каждому ребенку проявить свою инициативу. Наблюдая за детьми, можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПЕСЕН

§2.1 Цели, задачи, методика констатирующего этапа исследования

Цель: выявить уровень развития у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет музыкальных способностей.

Задачи: 1) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие ладового чувства у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 2) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 3) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 4) провести анализ результатов исследования.

Методика: исследование проходило в дошкольном образовательном учреждении ОАО «РЖД» детский сад №83 г. Печора Республики Коми. В исследовании принимало участие 18 детей (13 детей – в возрасте 6 лет, 5 детей – в возрасте 7 лет). Все дети находятся в подготовительной группе «Елочка».

Согласно действующему законодательству сегодня дошкольные образовательные учреждения России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями. Согласно пунктам 21 и 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяетсяобразовательной программой дошкольного образования,разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Детский сад работает по данной образовательной программе дошкольного образования.

Для решения первой задачи – разработать диагностическое задание на тему: «Развитие ладового чувства у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет» мы воспользовались методом анализа существующего педагогического опыта, анализа собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы.

Для решения второй задачи - разработать диагностическое задание на тему: «Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет», мы воспользовались методом анализа существующего педагогического опыта, анализа собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы.

Для решения третьей задачи - разработать диагностическое задание на тему: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет», мы воспользовались методом анализа существующего педагогического опыта, анализа собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы.

Для решения четвертой задачи - провести анализ результатов исследования у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет, мы воспользовались разработанной самостоятельно серией из трех заданий.

Диагностическое задание для детей 1

Заданиеимеет целью определить наличие и развитость у детей ладового чувства.

Детям предлагается: послушать два разнохарактерных произведения и смотрела как они реагируют на них: Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» (7, с. 15).

Критерии оценки деятельности детей:

3 балла – внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.

2 балла – слушает невнимательно, отвлекается.

1 балл – нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку.

Характеристика уровня развития у детей ладового чувства:

Высокий – 3 балла;

Средний – 2 балла;

Низкий – 1 балла.

Таблица 2. Характеристика уровня развития у детей ладового чувства

Уровень 6 лет 7 лет
Высокий - Оборина Нина, Образцова Аня
Средний Антонов Тимур, Аксенов Костя, Осокин Никита Рочев Рома, Лавров Тема, Есеев Вова
Низкий Вокуева Аня, Горбач Лиля,Алексеев Артем, Усов Леша, Арсентьев Олег, Вакарик Рита, Осташова Настя, Алиев Никита, Елькина Инга, Аникин Ваня

Высокий уровень развития ладового чувства показали двое детей (11%). Средний уровень развития показали только 6 детей – 33%. Остальные дети показали низкий уровень развития - 56%.