Смекни!
smekni.com

Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных способностей детей (стр. 4 из 12)

Детское музыкальное исполнительство включает пение, музыкально-ритмическое движение, игру на музыкальных инструментах. Пение является первым и наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. В процессе пения не только успешно развиваются музыкальные сенсорные способности (особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, певческий голос), но и формируется эстетическое отношение к окружающему, музыке. Широко распространена в дошкольном возрасте и музыкально-ритмическая деятельность детей. В процессе ритмических музыкальных игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы а движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказываетне только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка.

Все шире используется в этом возрасте и такой вид исполнительства, как игра на детских музыкальных инструментах. При этом используют не только самые простые ударные игрушки и инструменты (погремушки, колокольчики, бубен, треугольники, барабан), но и металлофоны, цитры, триолы, флейты и др. Этой деятельностью дети занимаются как индивидуально, так и в группе (небольшом ансамбле, оркестре).

В шестилетнем возрасте детские музыкальное исполнительство становится все более выразительным. Это проявляется в развитии способности искренне и непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте (5, с. 87).

Особое место в музыкальной деятельности детей занимает сочинительство (песенное, музыкально-игровое и танцевальное), импровизация на детских музыкальных инструментах.

Включаются дети шестилетнего возраста и в музыкально-образовательную деятельность, в процессе которой они овладевают музыкальной грамотой.

Вывод: Итак, Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладо- высотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя (двумя) основными музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т. д.

§1.2 Структура музыкальности

Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнение ребенком того или иного вида музыкальной деятельности (3, с. 42).

«Музыкальность - это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено: человек постепенно привыкал различать в звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства - их высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации. В процессе этой деятельности формировались, создавались музыкальные способности» (3, с. 42).

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникшего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется.

Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.

Музыкальность, таким образом, - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. «Главный признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение». Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства - от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «...тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Музыкальное сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитии ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональностью, целостностью и непосредственностью. В восприятии музыки имеют место общие и специальные группы сенсорных процессов. Первые из них характеризуются целостностью восприятия.

При этом средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях. Вторые - объединяют процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики.

Существует также сенсорная способность вслушивания в музыкальную ткань, узнавания свойств музыкальных звуков и сравнения их по сходству и контрасту.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется при специальной организации процесса воспитания и обучения - в пении, движении, игре на музыкальных инструментах.

В литературе по психологии и музыкальной педагогике в определении музыкальности подчеркивается ее комплексность и многосоставность, установление между отдельными компонентами музыкальности своеобразных связей.

Под музыкальными сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия.

Имеется в виду: а) различение свойств музыкальных звуков; б) различение их выразительных соотношений; в) качество обследования музыкальных явлений. Обследования музыкальных явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творческим преобразованием.

Ни один вид практической музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. Под сенсорным музыкальным опытом понимается наличие определенного уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, позволяющий им более эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту ее звучания в единстве с пониманием ее содержания.

Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:

– формирование слухового внимания детей;

– концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;

– умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.

Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал, что у некоторых из них ярче проявляется музыкальная память, у других - отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха сопровождается «туповатостью» восприятия более сложных музыкальных отношений, и наоборот, слабый слух сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке. Эти наблюдения свидетельствуют о сложных взаимосвязях между отдельными компонентами музыкальности, их взаимовлиянии.

С разных сторон феномен музыкальности рассматривает Б.М. Теплов. Он выделяет в нем более общие и более специальные моменты. К общим относит богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности, к переживаниям эстетического характера. К более специальным моментам Теплов относит качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности. Следовательно, в структуре музыкальности можно выделить более общие музыкально-эстетические и специальные способности.

Для общих музыкально-эстетических способностей характерно эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, замыслов, инициативы, творческого воображения, возникновения оценочного отношения.

К специальным способностям относятся вышеназванные основные музыкальные способности и их сенсорная основа.

Между всеми компонентами музыкальности существуют тесные связи.

Н.А. Ветлугина указывает на следующие составляющие музыкальности:

1. Комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности.

Предполагает знание типологических, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, с ее волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.