Смекни!
smekni.com

Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики (стр. 2 из 56)

В самом общем виде мы можем говорить о том, что экзистенциальный анализ занимается анализом способа существования человека в мире. В результате процедуры экзистенциального анализа Ж.П.Сартра и Л.Бинсвангера психолог пытается выйти к своего рода общей универсалии, структуре описывающей условия существования индивидуального сущего как такового, во всех его ракурсах рассмотрения: временных, пространственных, ментальных, гностических и т.д. Именно в этой универсалии являющейся одновременно смысловой матрицей, психотерапевт может найти источник смысла конкретных симптомов психического расстройства. Эта универсалия есть целостное трансцендентальное основание мира индивида. Версии экзистенциального анализа М.Босса и В.Франкла имеют свою специфику, смысл которой, в общем виде, состоит не в том, чтобы выйти к неким первоосновам, а скорее в том, чтобы открыть человеку в процессе анализа путь к свободному и ответственному (т.е. подлинному) существованию. Поэтому их концепции невозможно рассматривать в отрыве психотерапевтической практики.

Экзистенциальный анализ продолжает свое существование и в настоящее время. Прежде всего, это такие институты как «Английское общество экзистенциального анализа», «Институт экзистенциального анализа и логотерапии В.Франкла», «Швейцарское общество Dasein анализа» и «Dasein аналитический Институт Психотерапии и Психосоматики».

Проблема заключается в том, что до сих пор не было проведено последовательного и систематического исследования самого явления экзистенциального анализа как такового. За исключением нескольких довольно фрагментарных попыток, например, Эугена Канна(Kahn, 1962), Ван ДьюссенаVanDusen, 1962), а также Джозефа Ричлака (Rychlak, 1981)системного изложения материала, претендующего на сравнительный анализ различных версий экзистенциального анализа, обнаружить не удается. Данный факт приводит к путанице теоретического и методологического характера. В настоящее время очень разные подходы обозначаются одним и тем же термином экзистенциального анализа. Осутствие системных разработок данной темы обуславливает не только необходимость, но и новизну данного исследования. Поэтому основную задачу предстоящего исследования автор как раз и видит в последовательном и систематическом исследовании различных версий экзистенциального анализа с точки зрения истории их развития, основных теоретических положений и методологических основ практики. Данная задача обуславливает тему предстоящего исследования – «Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики».

Объектом диссертационного исследования выступают подходы и школы, обозначающие себя как варианты экзистенциального анализа или бытийного (Dasein) анализа. Речь идет о европейской ветви экзистенциальной психологии, вытекающей из философии Э.Гуссерля и М.Хайдеггера и представленной концепциями Л.Бинсвангера, М.Босса, В.Франкла, А.Лэнгле и перекликающимися с ними взглядами К. Дюркхайма. За пределами настоящего исследования остаются другие подходы в русле экзистенциальной психологии и психиатрии, опирающиеся преимущественно на другие философские идеи и не использующие понятие экзистенциального анализа для самообозначения.

За рубежом, хотя и не проводилось целостного исследования экзистенциального анализа как отдельного явления, работы по исследованию его основных версий представлены достаточно широко. В России же экзистенциальный анализ как метод практически неизвестен. За исключением работ В.Франкла и перевода (с английского перевода) книги Л.Бинсвангера «Бытие-в-мире», работы основоположников экзистенциального анализа не переводились. В нашей стране очень мало научных работ по осмыслению этого метода. Единственной попыткой целостного осмысления экзистенциального анализа как отдельного феномена являются работы А.М.Руткевича (Руткевич, 1985а, 1985б) написанные им в духе воинствующего марксизма и потому далеко не беспристрастные. А поскольку экзистенциальная психология и психотерапия в России постепенно завоевывают все большую популярность, информационный вакуум порождает многочисленные спекуляции. Диссертационная работа автора, которая должна познакомить отечественных психологов с экзистенциальным анализом, его историческими корнями, особенностями методологии и современным состоянием, должна в какой-мере этот вакуум восполнить.

Таким образом, цель диссертационной работывысветить и раскрыть экзистенциальный анализ как целостное явление в психологии во всем богатстве его вертикальных (хронологических) и горизонтальных (разнообразие и специфика направлений) связей.

Достижение данной цели автору видится в выполнении двух центральных задач:

1. Последовательный анализ каждой из рассматриваемых версий экзистенциального анализа, а именно:

· Экзистенциального анализа Л.Бинсвангера,

· Dasein анализа М.Босса,

· Экзистенциального анализа В.Франкла,

· Экзистенциального анализа А.Лэнгле

· Идеологически близкой М.Боссу и В.Франклу экзистенциально-инициальной терапии К.Дюркхайма.

2. Сравнительный анализ всех изложенных версий, выделение инвариантов.

Актуальность темы диссертационной работы, однако, не ограничивается одной лишь просветительской функцией. Ценность экзистенциального анализа (ЭА) можно рассматривать в трояком смысле: во-первых, метод ЭА может быть полезен в ходе исследования базовых конституирующих структур той или иной теоретической концепции, что особенно актуально в ходе кризиса, который переживает отечественная психологическая наука в настоящее время. Во-вторых, на взгляд автора, использование ЭА может быть перспективно для исследования акцентуированных состояний человеческой психики, а также таких реальностей человеческой жизни как здоровье и болезнь в целом. В-третьих, экзистенциальный анализ является одним из важнейших инструментов в работе экзистенциально-ориентированных психотерапевтов. При этом речь идет об анализе жизненного мира и способа существования конкретного человека в мире. В настоящее время ощущается явная нехватка литературы методологического и методического характера по экзистенциальной психотерапии и, особенно, по экзистенциальному анализу. Дополнительно, хотелось бы еще сказать о гуманной и экологичной идеологии большинства версий экзистенциального анализа, что приобретает особую актуальность в наш век манипуляционных технологий и техногенных катастроф.

Практическая значимость работы. Растущий в настоящее время интерес к экзистенциально-оринтированным подходам связан с поиском методологических оснований для психологической практики. При этом речь идет не только о психотерапевтах, неудовлетворенных традиционным для этой сферы концептуальным базисом (фрейдовский и юнгианский психоанализ, гештальтпсихология и т.д.), но также о психологах, работающих в социальной сфере, педагогах и воспитателях. Методология и технический инструментарий экзистенциального анализа может быть полезен не только в работе психолога, но и любого другого человека, связанного в своей работе с другими людьми.

Методология исследования

Основной метод работы, используемый автором в данном исследовании – это феноменологическая герменевтика, предполагающая следование феноменологической установке в процессе исследования, т.е. отказу от каких-либо предварительных схем, догм и шаблонов структурирующих процесс исследования. Следуя феноменологической установке, автор отказывается от выдвижения предварительных гипотез как установок, заранее предопределяющих результат исследования (либо положительный либо отрицательный).

В техническом плане автор опирается на феноменологический метод К.Ясперса, описанный им в «Общей психопатологии» (К.Ясперс, 1997, с.55-81). Согласно Ясперса, любое исследование различает, разделяет, делает своим предметом особенное и отдельное и пытается найти в нем всеобщее. Познавая особенное, мы не должны забывать о целом, в составе которого и благодаря которому оно существует. На первом этапе производится «схватывание» отдельных фактов, затем исследование взаимосвязей (понимание и объяснение) и далее постижение целостностей.

Текст как объект интерпретации всегда находится на стыке между пониманием и объяснением. Противоположность понимания и объяснения, артикулированная Дильтеем (Дильтей,1980), снимается в понятии герменевтического круга, отражающего неразрывную связь и циклическую взаимообусловленность процессов объяснения и понимания. Понимание предполагает объяснение в той же мере, в которой объяснение развивает понимание (Рикер, 1995а). Процесс истолкования может быть назван герменевтическим, когда он удовлетворяет определенным требованиям. В данной работе автор опирается на принципы герменевтического истолкования текста теоретически разработанные и обоснованные Эмилио Бетти (Реале, Дарио, 1997):

1. Объект интерпретации – предмет человеческого духа, в нем изначально присутствует опр. формирующая интенция. Смысл есть то, что обнаружимо в открытии, а не то, что привносится извне.

2. Критерий когерентности герменевтического рассмотрения. Каждая мысль находится в определенном отношении к целому. Части текста могут быть поняты, только в свете целого, а текст – в континууме с его частями, в уточнении деталей.