Смекни!
smekni.com

Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления (стр. 7 из 8)

Для полноты психологической характеристики этой категории преступников имеют значение и особенности их поведения в условиях ИТК. Там они из-за повышенной подчиняемости очень легко попадают под влияние других осужденных, особенно если те пользуются авторитетом. Повышенная подчиняемость, но с другой стороны, тяга к удовольствию, часто приводит их к нарушениям неформальных правил поведения, бытующих в среде осужденных. Это становится основой для конфликтов и причиной их изоляции в среде осужденных. Попадая в места лишения свободы, такие преступники стремятся стать участниками групп с отрицательной направленностью поведения, но авторитете они почти никогда не добиваются.

«Импульсивный» и «ситуативный» тип насильников составляют лица, у которых наиболее выраженной чертой является импульсивность. Они совершают изнасилования в ситуациях, которые субъективно оценивают как благоприятные, относя сюда и виктивное поведение потерпевших. Такие лица, как правила, не планируют и не обдумывают заранее преступные действия, совершают их чаще в нетрезвом состоянии. Многие из них не считают себя виновными, а обвиняют во всем потерпевших.

Для характеристики этой категории насильников важно отметить, что внезапность нападения на потерпевшую сочетается с активным физическим подавлением ее сопротивления. Характерна непродуманность действий, иногда чрезмерный риск в плане возможного задержания, обычно отсутствуют попытки скрыть следы преступления. Другими словами, эта категория преступников, меньше всего задумывается о последствиях совершаемого ими преступления для себя. Мотив на изнасилование возникает у них только в связи с конкретной ситуацией.

Своим поведением осужденные «импульсивного» типа выделяются обычно из общей массы, так как постоянно создают вокруг себя «грозовую атмосферу». Они, как правило, относятся к числу злостных нарушителей режима в связи с тем, что допускают однотипные и носящие хронический характер нарушения. Часто они стремятся примкнуть к группам осужденных с отрицательной направленностью в поведении, но авторитетом пользуются редко.

У них ярко выражено внутреннее психическое напряжение на фоне психологической дезадаптации, носящей хронический характер. В качестве мотива износилования здесь выступают именно сексуальные потребности в первую очередь. Эти потребности не достаточно социализированы, а сексуальное поведение в целом слабо опосредовано нравственными нормами. У этой категории лиц, потребности фрустрированы в связи с теми или иными субъективно неблагоприятными жизненными обстоятельствами, приводящими к тому, что сексуальная потребность не находит своей адекватной реализации.

«Аффективный» тип

К данному типу преступников можно отнести, как показывают исследования, лиц, совершивших изнасилование малолетних девочек (в возрасте до 5 лет) или женщин преклонного возраста (от 70 лет и старше). Сексуальные насильственные посягательства этой категории преступников плохо укладываются в рамки традиционной логики.

Для лиц, совершивших такого рода изнасилование, характерно то, что в момент совершения преступления они, как правило находились в состоянии сильнейшего алкогольного или наркотического опьянения, очень часто после совершенного преступления не пытались скрыться или уничтожить следы. Умысел на совершение преступления возникает у них внезапно, а сами преступные действия отличаются мощной эмоционально-аффективной окраской. Можно сказать, что преступления подобных лиц во многих случаях носят характер массированной аффективной вспышки, никаких вразумительных объяснений своих действий они обычно предложить не могут. Такие изнасилования практически всегда сопровождаются тяжелыми физическими травмами потерпевших.

Для характеристики этой категории преступников также нужно отметить, что они обычно вызывают резко отрицательное отношение со стороны других осужденных в местах лишения свободы. Их презирают, подвергают насмешкам, издевательствам. В итоге они часто оказываются морально и психологически изолированными от основной массы осужденных. Данный тип осужденных абсолютно не осознают мотивов собственных преступных действий. В качестве мотива преступлений выступает отреагирование определенных аффективных следов, сохранившихся в бессознательной сфере психики. Причем отреагирование происходило при встрече с определенными ключевыми моментами ситуации, которые актуализировали аффективные следы и тем самым как бы переносили человека в далекое прошлое. Он как бы получал возможность вновь пережить прошлую ситуацию, явившуюся для него психологически травматичной, и реализовать имеющийся аффект. В прошлом аффекты не могли проявиться по тем или иным объективным причинам и поэтому сохранились в виде следов в бессознательной сфере психики.

«Отвергаемый» тип

К числу насильников «отвергаемого» типа авторы относят тех лиц. которые не могут по объективным причинам удовлетворить свою половую потребность социально приемлемым путем. Основную массу этой категории преступников составляют олигофрены (только в степени дебильности), а также лица, имеющие физические недостатки. Психические дефекты интеллектуальная недостаточность, мешающие усвоить социальные нормы, часто сопровождающиеся уродливым, неряшливым внешним видом таких лиц, естественно, препятствуют установлению контактов с женщинами, а тем более вступлению с ними в половую близость. Все это порождает фрустрацию половой потребности, стремление удовлетворить ее любым путем, а в сочетании с иными психологическими качествами олигофренов, может привести к изнасилованию.

Отличительной особенностью преступного поведения этой категории насильников является то, что преступления совершаются ими внезапно, как правило, без предварительной подготовки и продумывания, иногда в таких ситуациях, которые заведомо обречены на быстрое установление и задержание виновного. Следы преступления олигофрены чаще всего не пытаются скрыть, но иногда после изнасилования совершается убийство потерпевшей, особенно, если та была малолетней. Встречаются случаи, когда изнасилование сопровождается жестоким избиением женщины (жертвы), актами садизма, глумлением над трупом.

Пожалуй, насильники «отвергаемого» типа составляют именно ту категорию преступников, которая вообще не задумывается о последствиях для себя совершаемых преступлений. Необходимо подчеркнуть, что умысел на изнасилование у них возникает внезапно в связи с обстоятельствами, которые они субъективно оценивают как благоприятные.

Для правильной криминологической оценки преступлений, особенно изнасилований, совершаемых олигофренами, необходимо учесть, что в основе того заболевания лежит неполноценность головного мозга, и поэтому у больных могут наступать периодические ухудшения психического состояния, что выражается в головных болях, расстройствах настроения, часто выражается с тоскливо-злобной окраской (дисфории). Именно в таком психическом состоянии олигофрены нередко совершают преступления, попадая, в силу своих особенностей, в психологическую зависимость от складывающейся ситуации.

В качестве мотивов изнасилований, совершаемых олигофренами, на первом месте стоит невозможность удовлетворения сексуальной потребности в связи с имеющимися физическими и психическими дефектами, которые предопределяют их неуспех в контактах с женщинами. Более того, олигофрены обычно вызывают отрицательные реакции со стороны женщин при попытках познакомиться или сблизиться с ними в виде насмешливого, пренебрежительного отношения, отвращения или жалости. К тому же они стремятся добиваться желаемого сразу же наиболее примитивным им способом, что также снижает возможность их сексуальной адаптации.

Другим криминогенным фактором является плохой самоконтроль олигофренов и неумение подавлять свое влечение. Вместе с тем при отсутствии или нарушении высших психических чувств, такие их базовые потребности, как пищевая и сексуальная, выражены сильнее, чем у психически здоровых людей. В случае фрустрации этих потребностей они могут полностью определять поведение. Поэтому в качестве основного мотива совершения изнасилований у олигофренов выступает стремление к удовлетворению сексуальной потребности, является блокированной в отношении женщин. Постоянная их недопустимость и отрицательное отношение приводит их накоплению аффективно-агрессивных переживаний у этой категории преступников, что и выливается в акте изнасилования.

«Пассивно-игровой» тип

Для этого типа преступников характерно полное отрицание своей вины. Они заявляют, что изнасилования, как такового, не было, что потерпевшая добровольно вступила с ними в половой контакт и никакого сопротивления не оказывала, если и оказывала, то «для вида». Обычно такие преступники достаточно настойчиво пытаются доказать отсутствие изнасилования, приводят массу аргументов. Другими словами, они рассматривают себя как жертву оговора с целью мести, монтажа или просто недоразумения. Поводом для мести, по их словам, чаще всего выступает ссора, отказ вступить в брак, ревность, обида и т.д.

Следует отметить, что в рассматриваемых случаях совершению преступления предшествует предварительное знакомство и общение между будущим преступником и будущей потерпевшей в компании, на танцах, в ресторане, на улице и т.д. Другими словами, совершению изнасилования здесь предшествует предварительный контакт, знакомство, иногда даже несколько встреч. Насильники, относящиеся к рассматриваемому типу, часто достаточно аргументировано пытаются доказать свои обвинения в адрес жертв. Они воспринимают себя как реально потерпевшую сторону, а наказание, естественно, как несправедливое.