Смекни!
smekni.com

Предмет и задачи детской психологии (стр. 9 из 28)


ВОПРОС 10. Разнообразие подходов к анализу игровой деятельности в детской психологии

Игра сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. По мнению Д. Эльконина игра возникает не произвольно, а под влиянием социального окружения в результате усвоения ребенком социального опыта. В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, усматривается источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху. Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игры. Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры. Основное достоинство этой теории заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь “смысл” игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Бойтендайк связывает возникновение игры и ее особенности с тремя причинами: во-первых, с особенностями динамики детского поведения; во-вторых, с особенностями отношений данного вида животных с условиями его жизни; в- третьих, с влечениями, лежащими в основе инстинктивных форм поведения. Особенности детской динамики Бойтендайк сводит четырем основным чертам: а) ненаправленности движений б) двигательной импульсивности; в) «практическому» отношению к действительности; г) особой робости, боязни. В основе игр ребенка, по Фрейду, как и в основе снов невротика, лежит одна и та же тенденция к навязчивому повторению травмирующих воздействий. Согласно Фрейду ребенок с самого своего рождения подвергается всевозможным травмирующим воздействиям: травма рождения, травма отнятия от груди, травма «неверности» любимой матери, всевозможные травмы строгостей и наказаний и пр. Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство — чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра в свете этих положений выступает как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Путь развития ребенка, спозиции Пиаже, в упрощенном, примитивном виде может быть представлен следующим образом. Сначала ребенок живет в своем собственном, аутическом мире грез и желаний, затем под давлением мира взрослых возникают два мира — мир игры и мир реальности, причем первый имеет для ребенка более важное значение. Этот мир игры есть нечто вроде остатков аутического мира. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальном мире желаний и неисчерпаемых возможностей. Этот мир не менее реален для ребенка, чем другой — мир взрослых. Наконец, под давлением мира реальности происходит вытеснение и этих остатков, и тогда остается только реальный мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез. Таким образом, в дошкольном возрасте, по мысли Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах — в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. П. Блонский выступал против отождествления предметной деятельности с игрой и считал, что игровой деятельности не существует, она зарождается на стыке трудовой деятельности и искусства. Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Исследования Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры. Стремление ребенка к самостоятельности и участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно - начиная с 3х-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют. Эти факты позволили сделать Д.Б. Эльконину важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. По мысли Выготского, личность, ее самосознание есть не что иное, как «социальноё сознание, перенесенное внутрь», то ролевая игра предстает перед нами как первая развернутая внешняя материальная форма такого сознания. В силу этого ролевая игра является важнейшим источником формирования социального сознания ребенка дошкольного возраста. В этом заключается ее основная функция и значение для развития личности ребенка возраста. В игре, по мысли Л.С. Выготского - становится человек. Структура: 1) мотив - подражание взрослым. В ср.в. притязание на признание со стороны сверстников., мотив - проявить свое «Я», ст.д/в - удовлетворить признание, свое «я» доминирует, мотивы личного характера вступить в отношение с понравившимся ребенком.2) сюжет зависит от опыта, условий жизни, умственного развития ребенка. З) содержание: мл. в - дейст с предметами, ср.в - дейст. с предметами, активно отражает отношения между людьми; ст.д.в - взаимоотношения между людьми. 4) роль (основной компонент игры) мл. в – берут любую роль, которую предлагает взрослый и выполняют её на уровне подражания, ст.д.в. -сами выбирают роль, а также их распределяют. В игре есть главные и второстепенные роли. Если реб. играет один, то главную роль он берёт на себя, а другие роли раздаёт игрушкам. Если участвуют несколько детей, то распределяют роли между собой. Роль человека — это главная роль. Сюжет игры разыгрывается в соответствии с ролью. Если ребенку предложить играть самого себя, то он откажется. 5) игровые действия (воображаемое действие, которое соответствует представлениям детей о выполняемой роли.) и игровые операции (это реальные движения, которые производят дети, они соответствуют характеристикам предмета, с которым играет ребенок.. н-р. крутит руль). 6) воображаемая ситуация - основной элемент игры. Возникает в том случае, когда происходит разрыв между игровым действием и игровой ситуацией, т.е. между осознаваемой целью и реальной ситуацией. Чем больше разрыв между осознаваемой целью и реальной ситуацией, тем больше уровень развития воображения. К ст.д.в., под.гр. уровень развития воображения высокий — у детей появляются режиссерские игры. 7) игрушка — для детей все предметы делятся на две части:- пред., которые принадлежат взрослым, ребенок не может распоряжаться этим предметом;- игрушки (первые личные вещи детей), активен, самост. важную роль игрушка, выполняет в момент адаптации к детскому саду, позже игрушка становится лучшим другом, с которым делится переживаниями, проблемами. В игре дети проигрывают переживания, реальные события, происходящие в их жизни, взаимоотношения людей. Мухина выделяет этапы развития игры - игра рядом; игра вместе; коллективная игра. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Память (произвольная). Дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выполняется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане и ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей, дети приобретают способность творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Кроме того в игре развивается произвольное внимание, речь, учатся способам разрешения конфликтов, приобретают личностные качества, эмоцион – но волевые процессы.