Смекни!
smekni.com

Социология коммуникации (стр. 5 из 15)

Они имеют принципиально разные модели коммуникации.

Если телевидение сходно с моделью вещания, оно практически подобно вектору, соединяющему центр и аудиторию, то Интернет может соответствовать диалоговой модели, которая имеет центр только при наличии модератора обсуждения и является относительно двусторонней и более равноправной в отношении субъектов коммуникации.

Интернет в равной степени может быть представленным полилоговой структурой. На пример - habrahabr.ru - сайт, на котором нет модераторов, но действует система "инвайтов" (то есть участвовать в обсуждении можно, только получив приглашение на сайт от уже зарегистрированного участника), а так же "карма" (т.е. любое сообщение/комментарий может быть оценено любым участником сайта, а оценки складываются в рейтинг автора/участника).

Телевидение, может ограничивать возможность селекции получаемой информации субъектом, за счет фиксированного набора каналов, установленной программы передач, где новостные блоки занимают определенное положение и содержат рекламу. Интернет в России имеет только одну характеристику, ограничивающую свободу выбора пользователя - это параметры каналов доступа, которые варьируются по цене и доступности в зависимости от региона страны.

В ряде малых городов, далеких от центральной части России каналы либо далеки от совершенства, либо не имеют альтернативы, либо на данный момент отсутствуют.

При этом политических ограничений в сети Интернет в Российской Федерации не выявлено по сравнению с влиянием власти на большинство традиционных видов СМИ.

Учитывая эти свойства, расстановку приоритетов в исполнении ролей между телевидением и Интернет автор оценивает следующим образом. Интернет, теоретически, должен представлять лучшие возможности для ведения дискуссии, а телевидение - задавать направление обсуждения, преподносить интегрированную устоявшуюся точку зрения без радикальных оценок, созвучную позиции большинства и правящей элиты, задавать стратегический тон и формировать информационную политическую повестку дня.

Если эти функции выполняются обоими СМК, вероятно, можно получить идеальное поле политической коммуникации в государстве, поощряющее политическую активность граждан.

Литература

23. Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков. Программы, проблемы, лица М.: КДУ, 2009. - 480 с.

24. Жукова Н. Сравнительный анализ роли СМИ в современном политическом процессе России и США [Текст] / Н. Жукова // Власть. 2007. - №11. - С.41-43.

25. Ильин М.В. Политический Дискурс как объект лингвистического анализа // Полис. - 2008. - №3. - С.21-32.

26. Касютин В.Л. Живая газета - М.: Хроникер, 2008. - 246 с.

27. Кодаченко Д. Трансформация государственного телевидения в России [Текст] / Д. Кодаченко // Власть. 2006. - №12. - С.74-77.

28. Козлов Д. Современные Российские СМИ как социально-политическое явление. // Власть. - 2008. - №2. - С.22-25.

29. Кокшарова А. Политическая коммуникация как фактор публичной политики // Власть. - 2009. - №7. - С.63-65.

30. Науменко Т.В. Массовые коммуникации в политической структуре общества / Т.В. Науменко // Вестник МУ. Сер.12. - 2003. - №3. - С.102-114.

31. Наумов, С. Реальность и практика публичных коммуникаций [Текст] / С. Наумов // Политика и общество. - 2008. - № 7. - С.49 - 59.

32. Сергеев Д. Они в эфире. Как делается телевидение М.: АСТ, 2008. - 352 с.

33. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. - 2009. - №5. - С.41 - 54.

34. Тихонова С.В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть [Текст] / С.В. Тихонова // Полис. 2007. - №3. - С.53-64.

Лекция 3. Функции СМИ в политической системе и обществе

План лекции

3.1 Классические подходы к выделению функций СМК

3.2 Выделение векторов развития функций СМИ

3.3 Социально ответственные функции СМИ

3.4 Функции СМИ несоциальной направленности

3.5 Реализация маркетинговых и мобилизационных действий СМК в информационном пространстве.

Охват функций СМИ в разных источниках колеблется от придания им статуса полноценных акторов мировой политики, способных к выработке идей и мифов, до отведения им скромной роли инструмента трансляции властных решений. Цель лекции получить представление о функциях СМИ, которое в теории политики сильно отличается от взглядов на эти функции политиков, журналистского сообщества, руководителей СМИ и самого населения[20].

3.1.В имеющихся на сегодня классификациях функций СМИ выделяются две плоскости изучения: это значимость, которую имеет деятельность СМИ, во-первых, для индивидов и, во-вторых, для общества. Как правило, анализ проводится на этих двух уровнях.

К исследователям первого уровня мы можем отнести таких авторов, как А. Бергер, Д. Мак-Куэмл, Дж. Меровиц, предлагавших обширные классификации тех потребностей, которые с помощью СМИ может удовлетворить индивид[21].

При этом реальном многообразии функций СМИ в более поздних классификациях есть попытки обобщить критерии удовлетворения потребностей индивида для существования в обществе, что находит отражение в ставших уже классическими функциях[22]:

1. информационная функция: получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; обучение и самообразование; расширение кругозора, поиск советов, необходимой информации для принятия решений;

2. функция личностной идентификации: подкрепление индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях и нормах поведения, идентификация с духовными ценностями других, достижение понимания самого себя;

3. функция социальной интеграции: формирование основы для толерантности, социального общения, помощь в реализации социальных ролей;

4. развлекательная функция: эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, эскапизм, уход от проблем.

Первый канал, НТВ и телеканалы Всероссийской государственной телерадиовещательной компании оставили в своем эфире рекламные блоки в день, когда в Москве был объявлен траур по погибшим в результате терактов.

Наличие развлекательных программ в день траура - как национального, так и регионального - закон не регулирует жестко. Содержание нежелательных для траурных дней передач закон определяет достаточно размытой формулировкой "развлекательная передача", и отнести конкретную программу к этой или противоположной категории проблематично. Это подтвердила GZT.ru член Академии российского телевидения, завкафедрой ТВ и радиовещания журфака МГУ Анна Качкаева: "Развлекательная программа прежде всего выполняет досуговую функцию, такая передача нацелена на приятное и развлекательное времяпрепровождение, которая, впрочем, необязательно связана с юмором: развлекательная передача может и освещать, и развивать".

По мнению автора, трактовка функций через коммуникативное поведение личности по реализации собственных запросов и потребностей с помощью СМИ не укладывается в рамки данного исследования, так как оказывается лишь частично связана с социально-политическим контекстом. Поэтому, чтобы выяснить, какие функции СМИ являются приоритетными, а какие второстепенными для политической коммуникации, мы будем использовать классификацию на основе критерия общественного интереса.

Общественные функции СМИ отражают условия отдельной страны, а именно: особенности политической системы, приоритеты политики в области экономики, культуры, социальной сферы и прочее. Их осуществление зависит от осознания роли СМИ обществом, традиций работы и форм собственности СМИ.

По критерию общего интереса выделяют четыре основные функции СМИ: оперативное информирование об окружающем мире; социализация и воспитание; развлечение и досуг; сплочение и интеграция общества. Их дополняют познавательно-просветительская, эмоциональная, художественно-эстетическая и духовно-нравственная функции. Каждой модели работы СМИ соответствует определенный набор и соотношение функций, зависящие от целого ряда факторов.

3.2.Согласно преобладанию в модели функционирования той или иной группы интересов, намечаются следующие логичные векторыразвития моделей СМИ в любом государстве: коммерческо-протекционистский и социальный, - требующие пояснения. Нужно учесть, что развитие моделей функционирования СМИ по этим направлениям - это специально выделенные крайности.

Для коммерческо-протекционистского вектора характерна реализация через СМИ преимущественно властных или финансовых интересов узких групп и слоев, расходящихся с общественным интересом. При этом можно выделить два типа работы СМИ: производство и поставка информации как товара; формирование и продажа аудиторий как товара. При первом типе информация и эфирное время рассматриваются, прежде всего, как ресурс власти или товар, который используется для получения прибыли. Например, если СМИ становятся средством формирования конформистской публики в интересах узких политических и финансовых групп, то они, как правило, являются дотационными, зависимыми от спонсорского финансирования. Примером могут быть корпоративные или партийные СМИ.

Некоторые из каналов, работающих по второму типу, для привлечения аудитории отказываются от рекламы, приглашают талантливых специалистов. Но в их задачи не входит выполнять значимые для общества и государства функции. Они ориентированы на удовлетворение индивидуальных потребностей. В России к этому типу вещания можно с определенными оговорками отнести цифровое вещание с возможностью заказа программ через выделенный канал Интернет-связи и некоторые виды спутниковых сетей, доступных достаточно узкому кругу зрительской аудитории России.

При использовании информации и эфирного времени в качестве средства производства идет формирование и поставка целевых аудиторий рекламодателям и политикам. Все, что может привлечь внимание определенного типа зрителя (потенциального покупателя или избирателя) и увеличить совокупный рейтинг канала, имеет доступ на экран. Это сказывается на стиле вещания каналов и методах подачи информации. Для размещения рекламы и PR-материалов нужен максимально высокий рейтинг, как правило, имеющийся у развлекательных передач. П. Бурдье называет это рейтинговым менталитетом, способом мышления, где все пропускается через некий фильтр, и то, что противоречит идее рейтинга, отметается. Критики американского телевидения отмечают, что в США, несмотря на огромный выбор каналов и передач, стоящие вещи попадаются редко. Любым проявлением искусства там жертвуют ради рейтинга и прибыли.