Смекни!
smekni.com

Учение Анаксагора (стр. 3 из 5)

Анаксагор впервые дал в принципе совершенно правильное объяснение солнечных и лунных затмений.Он понял,что солнечные затмения происходят лишь во времена новолуний,и притом только в тех случаях,когда Луна оказывается на прямой,соединяющей Солнце и земного наблюдателя.

Представление о том,что Луна получает свой свет от Солнца тоже связывали с именем Анаксагора.Также известно,какое объяснение давал Анаксагор так называемым "поворотам" Луны и Солнца.Под "поворота­ми"греки понимали изменения движения этих светил в вертикальном нап-

равлении - Солнца в моменты летнего и зимнего солнцестояния,а Луны

дважды в течение ленного месяца.По мнению Анаксагора,эти повороты про­исходят вследствие большего или меньшего давления,производимыми холод­ными северными массами воздуха на движущееся светило.Луна в большей степени подвержена холоду,чем Солнцу,поэтому ее повороты случаются ча­ще.

Анаксагоровская концепция происхождения грома и молнии известна нам в изложении Аристотеля.Как полагал Анаксагор,некоторые количества горячего эфира иногда попадают в более холодные воздушные области;при этом мы наблюдаем сначала блеск огня(молния),а затем шум и шипе­ние,сопровождающее его потухание.

Любопытно,что даже землетрясения вызываются у Анаксагора эфи­ром.Попадающий под землю и в ее пустоты эфир стремится прорваться вверх,и не находя выхода,сотрясает земные пласты.

Для Анаксагора было характерно объяснять небесные и земные явле­ния с помощью одних и тех же факторов.

Тем не менее Анаксагор имеет право претендовать на роль одного из основоположников позднейшей физической науки.

В эпоху Анаксагора еще не существовало философского понятия мате­рии - ни в смысле аристотелевской "гюле",ни в том смысле,какой этот термин приобрел в философии Нового времени.Но именно в учениях таких мыслителей,как Анаксагор и Демокрит,была поставлена проблема внутрен­него строения вещей окружающего нас мира,иначе говоря,проблема мик­роструктуры вещества.

Традиционная трактовка учения Анаксагора находится под глубоким воздействием аристотелевской интерпретации воззрений большинства до­сократиков.Согласно Аристотелю,все "физики" - от Фалеса до Демокрита

- исключали начало вещей в виде материи.Некоторые из них брали в ка-

честве такого начала одну из так называемых стихий -воду(Фалес),воз­дух,огонь(Гераклит),а иные нечто промежуточное между огнем и возду­хом.У Анаксагора число начал также безгранично,но только у него таки-

ми началами служат не атомы,а бесчисленные качественно-определенные ве­щества - гомеомерии.Термин "гомеомерия"(в переводе - подобочастная) указывает на основное свойство этих веществ:у них любая часть подобна по своим свойства целому.

Но этого термина мы не находим ни в книге Анаксагора,ни у Плато­на.Он появляется у Аристотеля,в философии природы он играет большую роль независимо от Анаксагора.Из этого следует,что термин "гомеоме­рия"был впервые создан Аристотелем - для целей,которые первоначально не находились ни в какой связи с философией Анаксагора.В качестве на­чал всех вещей Анаксагор принимал те самые однородные вещества,которые в трактатах Аристотеля получили название гомеомерий.Сам же Анаксагор называл эти вещества семенами(spermata).

Вопросы,занимавшие Анаксагора,восходили к парменидовскому учению о бытии.Что надо понимать под истинным бытием,которое не меняется,не увеличивается и не уменьшается,но всегда остается равным самому се­бе,-вот проблема,стоявшая перед мыслителями Vв.до н.э.Решение этой проблемы Анаксагора было в наиболее радикальным.Истинное бытие,по его мнению,присуще всем качественно-определенным вещам окружающего нас ми­ра,всем физически однородным веществам,прежде всего тем,из которых происходят растительные и животные организмы.Анаксагор называл их "су­ществующими вещами".Они существуют не потому,что доступны нашему восп-

риятию.Каждая из вещей есть и не может не быть.

А отсюда непосредственно следует,что всякая "существующая вещь" не возникает и не уничтожается,но всегда остается равной самой себе как в количественном,так и в качественном отношении.В мире происходит

лишь соединение и разделение "существующих вещей",которые дают нам ви­димость возникновения и уничтожения."О возникновении и происхождении у эллинов нет правильного мнения:ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается,но соединяется из существующих вещей и разделяется.И та­ким образом правильнее было бы назвать возникновение соединением,а уничтожение - разделением".

Таким образом можно сформулировать "принцип сохранения материи". Чувственно воспринимаемый мир есть мир непрерывного становления:в

нем всегда что-то возникает,а что-то исчезает,мы непрерывно наблюда­ем,как вещи,обладающие определенными свойствами,изменяются,приобретают новые свойства и превращаются в нечто совсем иное.Особенно наглядно это прослеживается на примерах питания и роста живых организмов.По Анаксагору нет таких веществ,которые состояли бы из чистого несмешан­ного вещества.Каждая вещь представляет собой смесь всех "существующих вещей".Это положение сохраняет силу,какой бы миниатюрной не рассматри­валась бы данная частица,как бы мал не был занимаемый ею объем."И как у большого и у малого имеется равное число частей,то и таким образом во всем может заключаться все.И не может быть обособленного существо­вания,но во всем имеется часть всего".

Это принцип "универсальной смеси". Анаксагор,по-видимому,тщатель­но продумал следствия,вытекающие из

этого принципа.И он понял,что его теория может считаться логически бе­зупречной лишь в том случае,если к принципу универсальной смеси доба­вить еще два положения.

Первое из них - это положение об относительности большого и мало­го.Так как в любой,сколь угодно большой или сколь угодно малой вещи заключена "часть всего",то тем самым стирается принципиальная разница между большим и малым.Мельчайшая песчинка содержит в себе столько же

"существующих вещей",сколько и весь космос."И у малого ведь нет наи­меньшего,но всегда еще меньшее...Но и у большого всегда есть большее.И оно равно малому по количеству.Сама же по себе каждая вещь велика и мала."

Отсюда вытекает и второе положение - о безграничной делимости ве­щества.В отличие от атомистов Анаксагор не допускал существования мельчайших,далее уже неделимых частиц.Он считал,что если бы такие час­тицы существовали,то они были бы простыми и однородными.Но это проти­воречило бы принципу "универсальной смеси".С другой стороны,такие не­делимые частицы являлись бы масштабом абсолютной малости.Но такого масштаба,согласно Анаксагору,быть не может.

Анаксагор также объясняет,почему вещь,представляющая собой смесь бесчисленного множества качественно однородных веществ,представляется нам состоящей из какого-то одного вещества.Это происходит потому,что наши органы чувств воспринимают только то вещество,которое преобладает в данной вещи.Если же все вещества находились бы в ней в равной про­порции,то она казалась бы качественно-неопределенной.В ходе космообра­зования такая равномерность была нарушена,и хотя каждая вещь,подобно первичной смеси,содержит в себе качественно-определенные вещества,од­нако последние в ней присутствуют в различных пропорциях и почти всег­да находится одна,которая количественно оказывается преобладаю­щей."Полностью же ничто не отделяется и не разделяется одно от друго­го... но чего всего более в каждой вещи,тем одним она кажется и каза­лась".

Это принцип "преобладания". Теория материи Анаксагора была хорошо продуманной и логически бе-

зупречной теорией.Однако из нее следовали выводы,которые казались весьма парадоксальными и не могли получить универсального признания ни

в V в.до н.э. ни в более позднее время.

В свете этих принципов теория Анаксагора предстает перед нами как вполне оригинальное и классически завершенное учение,вполне достойное той славы,которая окружала в древности имя его автора.

Изучение фрагментов сочинения показывает,что,применяя свою теорию к миру вещей,философ пользовался рядом дополнительных понятий,которые играли в его рассуждениях существенную роль,хотя смысл их не всегда остается очевидным.

Первое из этих понятий - это понятие семени.Широко распространено мнение,что термин "семена" означает те самые вещи,которые Аристотель назвал "гомеомериями".Т.е. это качественно определенные вещества,нап­ример золото,мясо,кровь,древесина,т.е. те,которые заключаются во всех чувственно воспринимаемых предметах,как бы малы они не были.

Следующее понятие,ставившее в тупик многих исследователей Анакса­гора - это так называемые противоположности.Правда в текста фрагментов Анаксагора такой термин не встречается,но он есть у Аристотеля,указы­вающего,что "Анаксагор признает бесконечные по числу подобочастные и противоположности".Сам же Анаксагор только перечисляет противополож­ности - "влажное и сухое,теплое и холодное,светлое и темное" при опи­сании первичной смеси.Также намек на противоположности есть в другом фрагменте:"Не отделены друг от друга в едином космосе вещи,не отсечено топором ни теплое от холодного,ни холодное от теплого".

Наиболее традиционная точка зрения на противоположности состоит в том,что они являются качествами гомеомерий,которые и отличаются друг от друга благодаря наличию у них неодинаковых качеств.

Что же касается четырех тихий - огня ,воздуха,воды и земли,от их с давних пор было принято рассматривать как сочетания противоположнос­тей теплого и холодного,сухого и влажного,легкого и тяжелого.Еще у