Смекни!
smekni.com

Учение Анаксагора (стр. 5 из 5)

Подобно многим греческим мыслителям той эпохи,Анаксагора занимала проблема различия полов и наследственности.Анаксагор полагал,что самцы рождаюся,когда семя,излившееся из правой части,попадает в правую часть матки или соответственно из левой в левую.При перекрещивании же частей рождаются самки.Так же известно мнение Анаксагора,что дети похожи бо­лее лицом на того из родителей,который дал больше семени.

Несомненным достижением Анаксагора было признание роли мозга,кото­рый,по его мнению,является источником всех ощущений.Как известно,Арис­тотель стоял в этом вопросе на весьма устаревших позициях,утверж­дая,что единственная функция головного мозга - это охлаждение слишком горячей крови.Анаксагор же примыкал к традиции,восходившей в протонс­кому врачу и философу начала V в. дон.э. Алкмеону,который впервые об­наружил нервы,ведущие от органов чувств к головному мозгу.

Так же существует расхождение Аристотеля и Анаксагора в вопросе о значении рук человека.Согласно Аристотелю,Анаксагор говорил,"что чело­век - самое разумное из всех животных благодаря рука...".Аристотель же считал,что лучше было бы сказать,что человек получил руки вследствие

того,что был более разумен.

Кстати,проблема разумности человека решается у Анаксагора без всяких ссылок на Разум.

Имеется лишь одно невнятное указание философа на то,что смерть души он понимал как "разделение".Во всяком случае учитывая общий дух учения Анаксагора,можно с уверенность утверждать,что для бессмертия души и вообще для души как особой,отличной от материи субстанции в этом учении места не было.

Причиной сна Анаксагор считал телесное истощение организма.Таким образом,сон для него был состоянием тела,а не души.

Всякое ощущение,по Анаксагору,возникает по принципу контрастности воспринимаемого и воспринимающего,причем,чем резче эта контраст­ность,тем сильнее ощущение.Зрение,например,он объяснял следующим обра­зом.Изображение предмета,которое возникает в зрачке,создается не тем,что одинаково по цвету с предметом,а тем,что от него отличается.У большинства животных это различие сильнее выражено днем,ночью же глаз и предмет становятся практически одноцветными.Аналогичным образом Анаксагор воспринимал нами и чувства.Теплое воспринимается нами лишь постольку,поскольку в нашем теле есть холод и наоборот.

Соприкосновение противоположностей в организме вызывает страдание ;по этой причине всякое ощущение неизбежно вызывает страдание.К тем же страданиям,которые сопутствуют обычным ощущениям мы привыкли и поэтому не замечаем их.

Способность воспринимать те или иные ощущения зависит от величины и устройства органов чувств.Анаксагор считал,что большие животные сильнее воспринимают ощущения,чем мелкие.Большие животные не ощущают легкого запаха, малые же - густого.

Из своей теории ощущений Анаксагор делал далеко идущие теорети-

ко-познавательные выводы.Поскольку ощущения зависят от величины и уст­ройства органов чувств,они не могут служить надежным источником знания о предметах."Вследствие слабости ощущений мы не можем судить об исти­не".В качестве примера их ненадежности Анаксагор приводил постепенное изменение цвета.Если взять две краски,черную и белую,а затем станем по капле переливать их из одной в другую,то зрение не сможет различить ничтожные перемены в свете,хотя на самом деле они будут иметь место.

Вероятно,исходя из этих высказываний,Цицерон причисляет Анаксаго­ра к тем мыслителям,которые "утверждали,что нельзя ничего познать,ни­чего воспринять,ничему научиться,[ибо наши] чувства ограничены,души слабы,пути жизни коротки,и,как говорит Демокрит,истина скрыта в глуби­не...".

В истории етествознания учение Анаксагора в том виде,в котором оно было создано,больше никогда не возрождалось.Но его значение,как теоретической альтернативы атомистики осталось непоколебленным.В той мере,в какой оно касается внутренней структуры материи,это учение было завершенной и логически непротиворечивой теорией - одной из возможных моделей материального мира,причем моделью оригинальной и глубоко про­думанной.Эта модель содержит в себе решения целого ряда философских и естественнонаучных проблем:к ним относят проблему соотношения непре­рывного и дискретного,проблему бесконечной делимости вещества,пробле-

му относительности большого и малого.

Сформулированное Анаксагором определение бесконечно малой величи­ны на многие столетия опередило свое время,так как оно напоминает оп­ределение математической бесконечно малой,в том виде,в котором оно бы­ло уточнено великими математиками XIX в.

Если же говорить о научных "догадках",понимая под ними предвосхи­щение развитых впоследствии идей,то таких догадок в сочинении Анакса-

гора довольно много.Идея первичного толчка,идея расширяющейся вселен­ной,идея зависимости импульса силы от скорости,идея роли руки в разви­тии человека - вот некоторые из позднейших идей,которые были предуга­даны Анаксагором.

Большое прогрессивное значение в свое время имели развитые фило­софом представления о небесных светилах как о раскаленных каменных глыбах,и данное им объяснение солнечных и лунных затмений.

И самое главное во всем этом - это стремление рационально объяс­нить все факты и явления природы,не прибегая ни к каким потусторонним или сверхъестественным силам.