Смекни!
smekni.com

Проблемы безопасности в Центральной Азии (стр. 4 из 14)

В частности, ШОС развивает проект создания Энергетического клуба, который должен стать составной частью системы безопасности на пространстве Центральной Азии.

Активные усилия прилагает организация и к борьбе с наркоторговлей и контрабандой наркотиков из Афганистана. Однако решение столь масштабной проблемы вряд ли возможно усилиями одной организации.

Еще не вполне окрепшая Шанхайская организация, в целом добивается определенных успехов в области обеспечения безопасности в регионе. На данном этапе ей необходимо укрепиться, разрешить внутренние противоречия и сделать ставку не на расширение, а интеграцию. Принятие в ряды ШОС новых членов, о чем так много говорят в последнее время, способно лишь раскачать и без того хрупкий баланс сил в организации и привести к дестабилизации обстановки в центральноазиатском регионе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В отличие от ШОС, соединяющей функции и экономические, и военно-политические, ОДКБ является своеобразным институтом безопасности, в зону ответственности которого входят как традиционные, так и новые угрозы и вызовы в Центральной Азии. Помимо решения пограничных проблем и предотвращения внешнеполитической угрозы, ОДКБ решает такие важнейшие проблемы, как борьба с наркотрафиком, для чего ежегодно проводит спецоперацию «Канал».

США, для которых Центральная Азия является стратегически важным регионом, также заинтересованы в сохранении стабильности на ее территории. Стратегией безопасности США в Центральной Азии стало размещение военных сил НАТО в центральноазиатских государствах после 11 сентября 2001 года. И хотя Центральная Азия является центром пересечения геополитических интересов США, России и Китая, эти государства понимают опасность дестабилизации обстановки в регионе и, пусть отдельно друг от друга, но предпринимают шаги к решению проблем безопасности в Центральной Азии.

Роль ШОС в обеспечении безопасности ЦА
В странах ЦА активно развивается законодательство по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, торговлей оружием и людьми. Таджикистан принял все 12 международных документов ООН, нацеленных на борьбу против терроризма, кроме того, подписал Соглашение по Объединенным действиям на войне против терроризма, политического и религиозного экстремизма, международной организованной преступности и т.д. Был также подписан протокол по объединенным антитеррористическим мерам в СНГ, все документы ШОС. Хорошая законодательная база и эффективные институты сформированы в области борьбы с незаконным наркотрафиком. Тем не менее практика показывает, что государства не могут справиться с экстремизмом, терроризмом, незаконным наркооборотом и другими угрозами изолированно и только с помощью специализированных мер. В этом смысле взаимодействие в рамках ШОС является одним из наиболее перспективных направлений внешней политики Республики Таджикистан, поскольку расширяет границы и перспективы торгово-экономического, политического сотрудничества, а также в области безопасности страны за рамки ЦА, и охватывает глобальные вопросы сотрудничества страны как с азиатскими, так и с европейскими странами.
Наиболее важными для Таджикистана проблемами обеспечения безопасности являются: борьба с незаконным наркотрафиком, обеспечение охраны границ, противодействие экстремизму и терроризму.[][7] Таджикистан будет поддерживать любые инициативы, которые направлены на решение этих проблем. Такая позиция является базой для равноправного и активного сотрудничества Таджикистана со всеми ключевыми акторами, способными обеспечить безопасность Центральной Азии. В этом смысле представляет интерес позиция Таджикистана по отношению к США и к ШОС в свете изменения внешнеполитического курса Узбекистана, который отказался от присутствия американской базы в Ханабаде, и общая позиция стран ШОС по отношению к американскому присутствию в ЦАР. Однако Таджикистан продемонстрировал стремление найти баланс между глобальными и региональными центрами силы - Россией, США и Китаем.
В то же время Таджикистан активно поддерживает деятельность Региональной антитеррористической структуры ШОС, а также в рамках ШОС принял на себя обязательства не поддерживать исламские политические движения других стран, не предоставлять им убежище, экстрадировать членов сепаратистских и экстремистских движений исламской ориентации в страны происхождения.
Высоко оценил Таджикистан деятельность Объединенной группы по контролю за сокращением войск ШОС. Ее эксперты внесли важный вклад во всестороннее выполнение Договора о сокращении войск в районе границы и Договора об укреплении мер доверия в военной области. Всестороннее и глубокое претворение в жизнь этих договоров отвечает интересам развития отношений между странами региона, создает самые благоприятные условия для межрегионального сотрудничества. В целом позиция Таджикистана заключается во всемерной поддержке деятельности ШОС по противодействию новым угрозам, но в то же время поддержании баланса во взаимодействии с ключевыми игроками, способными обеспечить безопасность региона[[8]].

2.2. Методы решения внутренних проблем.

Альтернатива - устойчивое развитие

Исходя из представленного понимания природы конфликтов в Центральной Азии и на Кавказе, следует искать новые пути их решения. Как показывает опыт многих стран, особенно мусульманского ареала, выйти из системных кризисов невозможно, лишь внедряя подходящие для развитых постиндустриальных стран либеральные политические институты и экономические отношения. Накладываясь на матрицу местных социальных связей и хозяйственной культуры, они не приносят ожидаемого эффекта, а подчас, напротив, тормозят общественное развитие. Наблюдающиеся сейчас попытки разрешить конфликты в южных регионах СНГ лишь политическими и военными методами обречены на неудачу. Насилие и войны не устраняют накопившуюся в них массу взаимосвязанных и очень схожих проблем. Они лишь загоняются вглубь, усугубляются и таят опасность еще более обширных и неконтролируемых процессов. Борьба ведется с последствиями конфликтов и кризисов, а не с их причинами.

Выход видится в применении общих принципов устойчивого развития и выработке отдельных вариантов для разных стран и регионов. Сейчас назрела крайняя необходимость в подготовке долгосрочных стратегических программ одновременного комплексного решения проблем демографии, поселенческой политики, государственного устройства, гармонизации хозяйственной деятельности с окружающей средой. При этом должны учитываться стабилизирующие культурные устои мусульманского мира, оберегающие духовное и физическое здоровье человека, поддерживающие бережное отношение к природе. Концепция и критерии устойчивого развития, направленные на установление гармоничных отношений между современной цивилизацией и природой, разработаны мировым научным сообществом достаточно основательно. Теперь дело только за учеными стран СНГ. Разработка и внедрение моделей устойчивого развития в горячих точках Содружества - фундаментальная задача нашей науки. Серьезные теоретические и практические наработки в этом направлении имеются. Необходимо лишь объединить разрозненные усилия. Другая, пожалуй, более сложная задача - убедить политическую и хозяйственную элиту в необходимости перехода на новые схемы развития. Но и это возможно, поскольку дивиденды от долгосрочной стабильности перевешивают сиюминутные выгоды и успехи. Сейчас идеология и практика устойчивого развития становятся единственной альтернативой национальному и религиозному радикализму, а также унаследованным от советской эпохи социально-экономическим моделям для Центральной Азии и Кавказа.

В конце девяностых годов научное сообщество и независимые комиссии экспертов приступили к разработке важных исследовательских проектов и стратегических рекомендаций, касающихся жертв внутренних конфликтов и жизнеспособности и полезности превентивной дипломатии. Ряд исследований был посвящен конкретно ООН, ее реформированию и ее способности реагировать на конфликты и сложные чрезвычайные ситуации

важно подчеркнуть несколько пунктов, которые имеют отношение к усилиям, направленным на предотвращение конфликтов.

1. Не существует простых объяснений причин конфликта и того, каким образом они способствую эскалации насилия. Чтобы понять динамику внутренних конфликтов, необходимо принять во внимание множество конкретных факторов, таких как нищета и быстрый рост населения, скудость ресурсов, дискриминация и лишение меньшинств и других групп общества властных полномочий, военная угроза и источники опасности. Определенное сочетание этих факторов может привести, но не обязательно приводит, к напряжению в обществе, насилию и войне.

2. Важно проводить различие между структурными причинами, лежащими в основе конфликта, и непосредственными причинами, вызывающими эскалацию конфликта. Именно поэтому сегодня проводится различие между структурным и краткосрочным предотвращением конфликтов. К структурным причинам, в первую очередь, относятся факторы, связанные со слабостью государства, нищетой, политической несправедливостью или экономическими лишениями. Таким образом, структурное предотвращение должно осуществляться по трем главным направлениям: экономика, потребности населения и управление; оно должно сочетать помощь в развитии и создании возможностей на местах с помощью в организации выборов и контроле за соблюдением прав человека.