Смекни!
smekni.com

Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних дел) (стр. 19 из 29)

Распределение населения по классовому признаку показывает рост численности крупной буржуазии, помещиков и высшего чиновничества - до 2,4%. Возросла численность социальных слоев, характерных для капиталистической эпохи - пролетариев, средний и мелкой буржуазии.

Развитие промышленности. Возникновение новых промышленных районов.

Капитализм в промышленности прошел в три стадии: 1. Мелкотоварное производство (в основном крестьянские промыслы), 2. Капиталистическая мануфактура, 3. Капиталистическая фабрика, когда возникает машинная индустрия.

В начале 80-х годов Россия завершился промышленный переворот. Машинный труд вытеснял ручной. Широко использовались паровые машины и механические станки.

Появились новые промышленные центры: Донбасс, Криворожье, Баку. Крупными промышленными центрами стали Харьков, Юзовка, Горловка, Лодзь, Нарва. За вторую половину XIX века добыча угля возросла почти в 30 раз, а нефти - в 700 раз. Крупными центрами транспортного машиностроения стали: Сормово, Коломна; центрами транспортного машиностроения: Одесса, Бердянск, Харьков. Возникли фабрично-заводские поселки (например: Орехово-Зуево).

Железнодорожная политика правительства и железнодорожное строительство во второй половине XIX в.

Развивалось железнодорожное строительство. В середине 50-х годов XIX в. построена Николаевская железная дорога, которая связала Москву с Петербургом. В конце 70-х годов началось железнодорожное строительство на окраинах России: в Закавказье, Средней Азии, Сибири. Инициатором «железнодорожного бума» был министр путей сообщения С.Ю. Витте. В 90-е годы шло строительство транссибирской железнодорожной магистрали.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве усилилось расслоение крестьянства. Шел процесс «раскрестьянивания» т.е. выделение сельской буржуазии и сельского пролетариата. Расслоение крестьянства означало выделение трех категорий крестьян: 1. Зажиточные крестьяне (кулаки). Составляли к концу XIX в. 7-15% крестьян, но имели в своих хозяйствах почти 47% крестьянской земли; 2. Середняки - 20%; 3. Бедняки - 65% крестьян, но имели всего 24% крестьянской земли. Шире использовалась техника, углублялась специализация. Более быстрому развитию капитализма мешали крепостнические пережитки: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение временной обязанности до 1881 г., выкупных платежей до 1906 г. Капитализм в сельском хозяйстве Росси мог развиваться двумя путями. Первый путь - помещичий или «прусский», когда помещичье землевладение сохранялось и постепенно приспосабливалось к капитализму. Второй путь - крестьянский (фермерский) или «американский»: при котором помещичье землевладение должно быть ликвидировано, должно развиваться частное крестьянское хозяйство.

Полностью в России не победил ни тот, ни другой путь. Для приспособления помещиков к капитализму в сельском хозяйстве возникла переходная система: 1. Отработки - за арендованную землю крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем; 2. Издольщина - за арендованную землю крестьяне платили помещику долю урожая.

Новым явлением в сельском хозяйстве было возникновение кооперативного движения. В целом для Российской экономике этого времени была характерна многоукладность, т.к. на ряду с капитализмом существовало мелкотоварное и патриархально-натуральное производство.

Общественное движение в России 50-60-х годов XIX в.

Внутриполитическое положение России после поражения в Крымской войне.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политичекой системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Подъем крестьянского и общественного движения на рубеже 50-60 гг.

В конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. на арену политической борьбы стали выступать образованные люди разных сословий, «круг революционеров стал более широким, теснее стали их связи с народом». Первым представителем этого этапа принято считать революционеров-демократов 60-х годов (так называемых шестидесятников). Они подвергли критике реформу 1861 г., требовали ее пересмотра, обосновывали необходимость народной революции. Их практическая деятельность проявилась в распространении прокламаций: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон» др. В 1861 г. соратники Чернышевского братья Серно-Соловьевичи, Обручев, Курочкин, Курочкин др. основали тайную революционную организацию «Земля и воля», которая была связана с интеллигенцией, студенчеством, но вскоре организация распалась, т.к. крестьянское движение пошло на убыль.

Организация «Земля и воля» в Петербурге возглавил «Русский центральный народный комитет», а местные отделения были в Москве, Саратове, Туле, Перми - 14 городах. Программа включала требования созыва Народного собрания, установление демократического республиканского строя, самоуправления по областям, передачу всей земли крестьянам. В программе была использована статья Огорева «Что нужно народу» (она предостерегала народ от выступлений). Чернышевский Н.Г. - был сотрудником, а затем главой журнала «Современник», идейным дождем шестидесятников. Он подверг критики реформу 1861 г., боролся с либералами, которые приветствовали эту реформу. Чернышевский обосновывал необходимость крестьянской революции (выдвинул лозунг «к топору зовите Русь!»). Утопический социализм Чернышевского проявился в том, что он поддержал теорию перехода России к социализму, минуя капитализм через сельскую общину. В русском искусстве он отстаивал принципы критического реализма. Работы Чернышевского: «Что делать?», «Очерки гоголевского периода русской литературы» и др.

Добролюбов Н.А. (сотрудник журнала «Современник») разделял взгляды Чернышевского, писал о задачах русских писателей, художников. Их главной задачей считал пробуждение сознания русского общества; написал множество статей по вопросам литературы, педагогики, философии, искусства («Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?»).

За революционную пропаганду многие шестидесятники подверглись репрессиям (поэт Михайлов, публицист Писарев). Был уволен казанский профессор Щапов, выступивший с резким осуждение расстрела крестьян в селе Бездна.

Герцен А.И. в 60-е годы продолжал печатать газету «Колокол», в которой призывал к свержению самодержавия.

Писарев Д.И. - видный публицист, главный сотрудник журнала «Русское слово» - выдвинул идею о достижении социализма через индустриальное развитие страны («Теория реализма»), пропагандировал естествознание, которое считал средством просвещения и важной производительной силой. Писарев был сторонником теории нигилизма. Его основные труды: статья «Базаров», «очерки из истории труда», повесть «Реалисты» и др. В 60-е годы в русской общественной мысли возникла течение получившее название «Почвенники». Это течение было близко славянофилам. Его представителями были Достоевский, Григорьев, Страхов, которые издавали журналы «Время и эпоха». Они проповедовали сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе.

В конце 60-х появились кружки народнического направления. Был известен кружок Ишутина (член этого кружка Дмитрий Каракозов в 1866 г. совершил покушение на Александра II).

С кружком Ничаева, созданного в 1868-1869 гг., связывают зарождение терроризма (термин «ничаевщина стал нарицательным). Ничаев создал организацию «Народная расправа», предлагал привлечь к делу революции даже уголовные элементы. Ничаев составил «катехизис революционера», в котором писал, что революционер должен использовать любые средства для достижении цели любые средства. По требованию Ничаев был убит член его кружка студент Иванов, ошибочно обвиненный в предательстве. Ничаев бежавший в Швейцарию был выдан царскому правительству, осужден и погиб в Петропавловской крепости.

В 1867 г. образовался кружок Г. Лапатина, который составлял брошюры для просвещения крестьян. Кружки изучали европейскую социалистическую литературу, но вскоре кружок был арестован. Кружок студента Долгушена создал типографию под Москвой и вел революционную пропаганду.

Общественное движение в России 70-90 гг. XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в.

Основные положения народничества: Община есть изначальная основа народной жизни. Большая часть населения страны живет общинным строем. Меньшая часть населения страны, не живущая общинным строем, управляет страной вопреки естественным нормам. Самодержавие, которое олицетворяет 2-ую группу, не имеет сколь-нибудь глубокой социальной опорой, отсюда отрицание народниками политической деятельности.

Идеология народничества. Бакунин, Лавров, Ткачев.

Лавров - пропагандистское течение. Считал, что народу нужно объяснить их цели, это сделать должна интеллигенция, но не вся, а лишь критически мыслящие личности. Объединенные такие личности в революционную организацию должны готовить народ.

Бакунин - бунтарское течение. Считал замену государства - ассоциацией свободных самоуправляемых общин. С помощью бунта хотел создать это. Поэтому задача интеллигенции - бросить кличь и разжечь всероссийской бунт.

Ткачев - он считал, что хорошо организованная, жестко централизованная, тщательно законспирированная организация профессиональных революционеров-террористов, проведя серию скоординированных террористических актов может полностью дезорганизовать государственный аппарат и он сам собой развалится. Наиболее распространенными были пропагандистское и заговорщическое течении.