Смекни!
smekni.com

Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних дел) (стр. 2 из 29)

Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и её роль в жизни Киевской державы.

Принятие христианства связанно с правлением Владимира I (978-1015гг.), при котором в 988г. в качестве государственной религии приняли христианство. Крещение Владимира I и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе). Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян (единобожие), укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятину». Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

«Русская правда». Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Боярская и княжеская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Крестьянские общины. Город. Народные восстания и «Русская правда».

Принятие первого сборника законов «Русской Правды» свидетельствовало о формировании феодальных отношений. «Русская Правда» составлялась три раза. Первый раз - при Ярославе Мудром (в 1016г.) - она содержала 17 статей. Вторая редакция - сборника законов - «Правда Ярославичей» (в 1072г.). Третья редакция появилась 1113г. при Владимире Мономахе («Уставы о закупах и процентах»). «Русская Правда» даёт нам представление о вотчине - крупном замкнутом землевладении, передаваемом по наследству. Вотчиной владели князья и бояре. В «Русской Правде» говорится о зависимых категориях населения. Смерд- крестьянин - общинник, который имел собственное хозяйство и необходимые орудия труда. Смерды разделялись на 2-н группы: свободные и попавшие в феодальную зависимость. Холопами называли рабов. Закупы работали на феодала за «купу» (ссуду);рядовичи работали по договору («по ряду»). Изгои- разорившиеся общинники (часто изгнанные из общины), которые поселились на земле феодала и работали на него. Существовали две формы феодальной ренты -барщина (обработка земли феодала) и натуральный оброк. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава - Изяслав (ум. 1078г.), Святослав (ум. 1076г.), и Всеволод (ум. 1093г.). В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялся вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Тенденции к раздробленности. Любеческий съезд князей. Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Распад Киевской державы в начале XII в.

Экономические: господство натурального хозяйства (экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин), рост и укрепление городов.

Внутриполитические: родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти князей и бояр на местах.

Внешнеполитические: временное ослабление половецкой опасности в результате побед Владимира Мономаха.

В 1097 г. произошёл межкняжеский съезд в Любече, который подтвердил, который подтвердил право каждого князя на самостоятельное правление в своей вотчине, но и поставил вопрос о необходимости совместной борьбы против кочевников.

Сложность династических счетов, с одной стороне, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. После смерти Святополка II в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами.

Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII вв.

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространялось земледелие. Совершенствовались орудия труда. Даже на самых отдалённых окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов (около 300 , накануне монгольского вторжения).

Главной силой разделительного процесса выступило боярство. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию. «Круговорот князей» в поисках более богатого и почётного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчёт вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской Правды», осознанием людьми общей исторической судьбы. В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, Новгородская и Псковская земли. Владимиро-Суздальское княжество. Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальское или Ростово-Суздалськая земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. Среди факторов, способствующих подъёму экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходящих по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь.

Галицко-Волынское княжество. Юго-Западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Удобное географическое положение позволяло вести активную внешнюю торговлю (с Венгрией, Польшей, Чехией). В 1199г. произошло объединение княжеств Галицкого и Волынского, при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205). В 1203г. он захватил Киев и принял титул великого князя. Старшему сыну Романа Мстиславича - Даниилу (1221-1264), только в 1238г. удалось утвердить свою власть над Галицко-Волынской землей. В 1240г., заняв Киев, Даниил сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю.

Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северо-западная Русь). Занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное положение? Новгород находился на перекрестке торговых путей , Связывающих Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой.

Подъём русской культуры в русских землях в XII-XIII в.в. Идея единства русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Культура ¾ совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в процессе трудовой деятельности. Культуру Руси до монгольского завоевания принято делить на два этапа: I этап ¾ с IX в. до начала феодальной раздробленности;II этап ¾ с 30-х годов XII в. - до 40-х годов XIII в., т.е. до монгольского нашествия. На втором этапе стали возникать местные очаги культуры. В культуре каждой эпохи отражаются основные события. В культуре Киевской Руси отразились военные походы князей, борьбы с завоевателями. Стал зарождаться эпос о трёх богатырях - защитниках русской земли. Возникли легенды, былины. Большое влияние на развитие культуры оказала Византия, от которой было заимствованно христианство. Братья Кирилл и Мефодий ¾ выходцы из Византийской Болгарии создали славянскую азбуку кириллицу. Первый памятник древнерусской считают торговый договор князя Олега с греками, составленный в 911 г. на древнерусском и греческом языках. Первой древнерусской летописью было «Повесть временных лет» составленная в 1113 г. Широко известным произведением явл. «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 г. в Киеве, после разгрома войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком. Автор поэмы осуждал княжеские междоусобицы, что усиливало опасность завоевания Руси иноземцами. Берестяные грамоты Новгорода свидетельствуют о распространении грамотности среди простого народа. Архитектура играла ведущую роль в культуре Древнерусского государства. От Византии была заимствована крестовокупольная система строительства соборов. Культура Руси до монгольского завоевания развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.