Смекни!
smekni.com

Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних дел) (стр. 8 из 29)

Иностранные торговцы имели право вести оптовую торговлю только пограничных торговых центрах. В XVII в. значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Растущие экономические связи укрепили политическое единство страны.

Соборное уложение 1649 г.

«Боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-1649 гг. и завершились принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70%) принадлежности к дворянству и верхушке посада. «Соборное уложение» состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в 2000 экз., оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографическим способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки. В первых трех главах «Уложения» говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением н костре. «Соборное уложение» регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. «Соборное уложение» ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государства. Важнейшим разделом «Соборного уложения» была глава XI «Суд о крестьянах»: водился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Глава XIX «Соборного уложения» «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые» слободы, их население включалось в посад.

Городские восстания середины XVII в.

В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание государственного аппарата, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией и Речью Посполитой). Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налог на соль не привело пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за 4 последних года. Вся сумма налога падала на население «черных» слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить. Восстание в Москве, получившее название «соляного бунта», не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Пскове, Владимире, сибирских городах.

Церковные реформы Никона.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Сын мордовского крестьянина Никон сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскою церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила.

Становление абсолютизм - определяющая тенденция развития политического строя России во 2-ой половине XVII в.

В 1-й половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной монархией, но во 2-й половине XVII в., в период правления Алексея Михайловича, стали возникать предпосылки перехода к абсолютизму. Царь часто единолично принимал многие решения. Боярская дума созывалась редко; Земские Соборы не созывались после 1653 г. Наметилось объединение некоторых приказов, возник приказ Тайных дел. Появились полки «нового строя», что укрепило опору царской власти. Конфликт между царем и патриархом Никоном закончился пользу царя. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче было отменено местничество (порядок распределения должностей по знатности и родовитости).

Раскол.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызывали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешние разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься - двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца или против солнца и т.д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. В 1667 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых осталось 50.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в поход пошли многие представители народов Поволжья: чуваши, татары, мордва и др. Весной 1670 г. С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд который открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Разинцы в духе того времени не щадили своих противников - пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию - от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина было разбито, а сам руководитель восстания, тяжело раненный, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной Площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими восками до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 г. впервые принесли общую для всех подданных присягу а верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII - первой четверти XVIII в.

Освободительная война 1648-1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого.

В конце XVI - первой половине XVII в. на Украине усиливается ре религиозный, национальный и феодальный крепостной гнет. Оплотом недовольных становится Запорожская Сечь, где скапливается множество беглых крестьян со всей Украины. Запорожское казачество составило ядро повстанческого войска, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Первый этап освободительной войны начался весной 164 8 г., и закончился летом 1649 г., когда был подписан Зборовский мирный договор. По его условиям Богдан Хмельницкий был признан гетманом, численность численность реестровых казаков определялась в 40 тыс. человек; польское правительство признало признало самоуправление казацкого войска. Второй этап освободительной войны начался весной 1650 г. и завершился в сентябре 1651 г. заключением Белоцерковского мирного договора. Предательство крымского хана привело к поражению восставших, которые вынуждены были принять тяжелые и невыгодные условия польской стороны - сокращение реестра до 20 тыс. человек, ограничение казацкого самоуправления, возвращение польским землевладельцам власти над украинскими крестьянами. Третий этап освободительной войны продолжался до января 1654 г., когда большая Рада Украины в Переславле приняла решение о воссоединении Украины с Россией на правах широкой автономии. Богдан Хмельницкий с 1648 г. неоднократно обращался к России с просьбой о помощи, но Россия смогла вступить в войну только в 1654 г.