Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу Челябинск 2006 (стр. 2 из 9)

Конструктивизм и деконструкция. Постмодернизм. Гносеологические и политические корни. Культура как текст (Луман, Бергер, Деррида, Фуко, Кастанеда). Феминизм и гендерный подход в антропологии (Ликок). Антропология и процесс глобализации (Нэш).

Раздел II. Социальное бытие культуры

Тема 5. Социальное и культурное. Социокультурный процесс

Базовые потребности человека. Парадигмы взаимодействия людей в обществе и исторические типы социальности. Общество как продукт взаимодействия людей (Маркс) и как системный мир (Хабермас). Виды и формы отчуждения человека в современном обществе и проблемы их преодоления.

Понятия «культура» и «социокультурное». Формы социального бытия атрибутов культуры: ценностей, норм, образцов, знаний и умений, верований. Показатели оснащенности социальных процессов атрибутами культуры, возможности их измерения методами социологического исследования.

Тема 6. Культура повседневности

Повседневность как мир опыта, ее основные характеристики. Кодификация социокультурного опыта. Семиотика повседневности, ее историческая эволюция (архитектуры, сферы измерений, средств ориентирования, примет и гаданий, музыки и изобразительных искусств, хореографии в дописьменную, письменную и информационную эпохи). Язык и формы его функционирования в поле культуры. Типология вербального языка. Произведения речи, формы их хранения и трансляции, правила интерпретации. Культура повседневности как базовая культура.

Тема 7. Социальная дифференциация: субкультуры и этносы

Факторы человеческого разнообразия: генотип, фенотип и воспитание, их взаимодействие (IQ, наследуемость антропологических и личностных черт как факторы жизнеспособности индивида). Историческая эволюция норм социального отбора и расслоения общества: по родству, по владению и по достигнутому человеком (группой) жизненному успеху. Раса как социальный и биологический феномен.

Разделение труда в обществе как «самое существенное условие общественной жизни» (О. Конт). Виды разделения труда (физиологическое, технологическое, общественное, главное) и разделение труда человека (умственный и физический труд). Разделение труда как фактор социального и экономического расслоения общества.

Социокультурная структура общества: понятие ядра культуры, защитного пояса и субкультур. Формирование субкультур. Функции субкультур. Типология субкультур в зависимости от положения по отношению к ядру культуры и о субкультурной общности.

Этнология и ее современное состояние в России. Этностатус, его структура, факторы самоидентификации личности и этноса. Модели саморегуляции межнациональных отношений: ассимиляции, «плавильного котла», культурного плюрализма и «ядра-периферии»; примеры реализации. Формы и методы государственного регулирования национальных отношений. Культурные трансплантации и формы защиты самобытности этнокультур.

Тематические разделы программы этнокультурного исследования (анализ примерного рубрикатора). Индикаторы измерения языковой компетенции, поведения и предпочтения, знаний художественной культуры и уровня национального самосознания.

Раздел III. Бытие человека в культуре

Тема 8. Общество как субъективная реальность. Социализация и девиантное поведение

Общество как продукт взаимодействия людей, преследующих свои интересы. Позитивный опыт взаимодействия людей, выраженный в семиотических формах как культура. Механизмы институционализации опыта в процессе взаимодействия людей в ситуациях «лицом к лицу» и «здесь и теперь». Феномены и символы как основания конструирования жизненных миров человека. Понятие «универсум». Смысловой универсум во Вселенной как продукт «встроения» человеком своих ценностно-нормативных представлений в объективный мир.

Роль культуры в обеспечении преемственности поколений (механизмы трансляции опыта, смысловой ориентации и организации символических миров). Образ человека в культуре как доминанта воспитательного процесса (на примере европейской культуры). Схема Колберга об уровнях моральной социализации личности. Особенности детской, подростковой и юношеской стадий в освоении культуры среды.

Маргинальная личность, ее характеристика, варианты развития. Классификация менталитета (Б. Катль). Девиантное поведение, его характеристика и классификация (Р. Мертон). Виды социального контроля, их эффективность в современной России.

Тема 9. Жизненная среда и экология человека

Понятие жизненной среды. Структурные элементы и функции жизненной среды человека. Показатели состояния и функциональной эффективности среды обитания. Индикаторы экологической напряженности. Загрязнение среды в регионах России (схема загрязненности воды, воздуха и радиационной обстановки). Типология носителей общественного мнения по экологическим проблемам.

Технократическое мышление и парадигма господства человека над природой как факторы дисгармонии в системе «человек-природа». Показатели экологической культуры.

Пространство и время жизненной среды (присутствие и временность бытия – Хайдеггер). Пространственные потребности человека, группы, народа («жизненное пространство»). Личная территория как элементарная единица жизненного пространства. Зоны личной территории: интимная, личная, социальная и общественная зоны, различие их параметров в разных культурах. Время и его функции в жизненной среде. Проблемы экономии времени в сферах труда и быта.

Тема 10. Жизненные миры человека: мир труда, мир знаний, мир любви, мир борьбы, мир игры

Мир труда. Появление и развитие Homo Habilis, роль его сознания в эволюции орудий труда. Труд, обращенный на природу как основа развития видов труда, обращенных на общество и самого человека. Мифологическое объяснение возникновения труда. Труд как “проклятие”. Отражение этой позиции в определениях труда (А. Смит, Ш. Фурье). Философско-социологическое объяснение соотношения «человек-труд» (Смит, Гольбах, Гельвеций, Маркс, Чернышевский, Руссо, Дидро, Гегель, Фихте, Кант, Тойнби). Профессиональная культура человека, ее структура и факторы развития.

Мир знаний. Знание: функции, классификация, структура. Личностное знание. Внесоматические (культурные) и генетические источники получения знаний, их характеристика. Проблема достоверности знания. Социальное и научное знание. Истина, заблуждение, правда и ложь (определения). Гениальность и святость: характерные особенности, социальные функции, формы общественного признания.

Мир любви. Любовь как «саморастворение» человека в другом. Эмоционально-ценностная Вселенная людей (совокупного человека) как источник их духовной ориентации. Терминальные ценности как жизненные ориентиры и продукты любви. Классификация ценностей (М. Шелер). Природа сакральности и методы сакрализации явлений и фактов социальной жизни. Теоцентрический мир как сакральный мир. Факторы оживления верований в обществе. Любовь как жизнеутверждающая сила и ее значимость светской культуре. Сексуальная культура современного человека: фрейдизм и неофрейдизм о платонической и телесной любви; место сексуальной любви в светской и религиозной культурах.

Мир борьбы. Доминирование над другими как феномен существования человека в социокультурной среде. Насилие как средство доминирования и господства, его роль в общественной истории. Агрессивность человека: основные объяснения (биогенетическое и этологическое, психоаналитическое, экологическое и социальное). Роль насилия в жизненной борьбе. Идеологическое насилие и его формы. Фазы самоидентификации личности с идеей; формы фанатизма и их социальные проявления. Формы общественного признания героя.

Мир игры. Игра как постоянный феномен человеческого существования (доказательства). Концепции игры (Й. Хейзинга, С. Смирнов, Э. Берн). Классификация игр по типам, планам, стилю. Характеристики игры-agon, игры-alea, игры-mimicry и игры-ilinx. Характеристика играния (Play), вида, структуры и правил игры (Game), мотиваций игрока (Performance). Антропологическая характеристика спорта. Специфика проявления в спорте стремления человека к доминированию. Физическая культура и стиль жизни личности.

Тема 11. Феномен смерти в разных культурах

Смерть как экзистенциальный феномен. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумеры, Древняя Греция). Смерть и судьба человека в мировых религиях. Философское и социологическое направления исследования смерти в ХХ веке.

Жизнь после смерти как объект научного исследования (Р. Моуди, Д. Гэллап-младший). Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти: а) реанимация, эвтаназия и отношение к ней в различных культурах; б) мифы и религиозные представления о переселении душ и загробной жизни; в) идеи и ценности светской культуры о продолжении человеком себя в земных делах и потомках (институты социальной памяти); г) сохранение и укрепление здоровья, организация институтов здравоохранения.

Продолжительность жизни как обобщенный показатель жизнеспособности поколений, состояния здравоохранения, генетического и психического здоровья населения, обеспечения мирного сосуществования народов.

Тема 12. Социальный тип как познавательная модель человека

Понимание отношений индивида и общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, П. Бурдье, П. Бергер, Н. Элиас). Два состояния общества (объективированное и инкорпорированное). Типизация, опривычивание (хабитуализация), седиментация опыта. Роль типизации.

Основные концепции социального характера: понятие, типология, функции, распространенность в разных типах обществ (Э. Фромм, Д. Рисмен, К. Юнг). Социально-историческая типология личности

Тема 13. Полевые исследования и ключевые методы

Методы исследования в социальной антропологии. Этнографическая полевая работа. Полевые исследования. Методы исследования. Участие в повседневной жизни. Начало полевого исследования.