Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу Челябинск 2006 (стр. 4 из 9)

Задание 3

Современные наука и философия исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, в то же время он повторим, ибо в нем собраны все отличительные особенности человеческого рода.


Задание 4

Существует две точки зрения:

1. Человек – вершина эволюции.

2. Человек – ошибка природы, недоживотное.

Аргументируйте каждую из них и найдите возражения, опровергающие ее. Какие критерии можно выделить при оценке совершенства человека (приспособленность к среде, воздействие на среду)?

Задание 5

Прочитайте приведенные характеристики человеческой природы. Как вы считаете, можно ли назвать их присущими человеческой природе или это черты, отличающие людей друг от друга?

Разум

Социальная жизнь

Альтруизм знаковая система

Стремление к свободе

Этическое измерение жизни

Неудовлетворенность собой и достигнутым

Стремление к творчеству

Литература

Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира: Пролегомены к теории смысла. - Самара: Изд. дом "Бахрах-М",2000.-335 с.

Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.-607 с.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер Макс. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61–284.

Гуревич П. С. Философская антропология. - М.: Вестник, 1997. - 443 с.

Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос -М.; СПб.: Унив. кн.: Культур. инициатива, 2000-653 с.

Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке - М. :Гардарика,1998.-779 с.Кассирер Э. Философия символических форм - М.; СПб.: Университетская книга, 2002 Т. 1: Язык, 2002.-270 с.Лабрюйер Ж. де. Познание человека. - М.; СПб.: Олма-Пресс: Нева: Знамение, 2000. - 439 с.Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века. - М.; Л.: Художеств. лит., Ленингр. отделение, 1964. - 415 с.Ларошфуко Ф. де. Максимы. - М.: Художеств. лит., 1974. - 543 с.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.

Паскаль Б. Мысли. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. – 478 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс. Универс, 1995. – 251 с.

Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986. – 238 с.

Тема 4. Основные парадигмы социальной антропологии

Вопросы для обсуждения

1. Становление и развитие классического эволюционизма в антропологии

2. Диффузионистское направление в социально-антропологическом знании

3. Социологическая школа в антропологии

4. Культурно-историческая школа: основные идеи и принципы

5. Биологизаторское и психологическое направление в изучении культур

6. Психоаналитический подход к изучению культур

7. Функционализм и структурализм в социальной антропологии

8. Становление и развитие символической антропологии

9. Когнитивная антропология: основные идеи и методы

10. Культурный релятивизм как направление в антропологии

11. Постмодернизм в социальной антропологии

Темы сообщений

Э. Дюркгейм как основоположник социологической школы в социальной антропологии

Теоретическая концепция Л. Леви-Брюля

Исследования К. Леви-Стросса

Становление функционализма

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

Литература

Антология исследований культуры. - СПб.: Унив. кн., 1997 Т. 1: Интерпретации культуры 726 с.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М. :Прогресс. Универс: Рея, 1994.-615 с.Белик А. А. Культурология: Антропологические теории культуры. - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т,1998.-238 с.Гумилев Л. Н. От Руси к России. - М.: Прогресс. Прогресс-Пангея: Центр экол. просвещения, 1992.-334 с.Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ТОО "Мишель и К",1993.-498 с.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 602 c.

Леви-Стросс К. Печальные тропики. - М.: Мысль, 1984. - 220 с.

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. - М.: РОССПЭН, 2004. - 957 с.

Малиновский Б. Магия, наука, религия.. – М.: Рефл-бук, 1998. – 288 с.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ., 1999 – 205 с.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.

Радклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе: Очерки и лекции. - М.: Восточная литература РАН, 2001. 303 с.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс, 2001. - 654 с.

Сонгинайте Н.С. Социальная антропология Бронислава Малиновского // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. Т.1. – №2

Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. - Смоленск: Русич, 2000. - 623 с.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М. : Политиздат, 1989. - 572 с.

Тема 6. Культура повседневности

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «социальность». Что понимается под “социальностью”?

2. Изложите основные принципы понимающей социологии. В чем различие между объяснением и пониманием?

3. Какова роль рационального толкования в социологии? В чем методологическое значение «целерационального действия»? Какое действие изучает социология? В чем значимость событий, не соотнесенных с поведением других?

4. Какие исторические типы социальности вы знаете?

5. Как оценить культурность той или иной формы социального взаимодействия?

6. Что является “конституирующим началом” повседневности?

7. Вспомните знаковую систему повседневности. Существует ли историческая связь между хиромантией и синоптикой?

8. Историческая эволюция семиотической системы повседневности. К каким последствиям в современных условиях ведет “растворение” искусства в мире повседневности?

9. Как развивался костюм в истории? Дайте социокультурную характеристику современного костюма

10. Что такое язык? Каково его место в культуре?

Домашнее задание. Опишите какую-нибудь социальную норму, проследите ее изменения в истории. Что, по-вашему, привело к ее трансформации?

Темы сообщений

Принципы понимающей социологии

Закономерности исторической трансформации социального

Социологический статус понятия “ценность”

Норма как социокультурный регулятор

Особенности обыденного познания мира

Знак и символ в системе культуры

Функции и формы существования языка

Практические задания

Задание 1

Типы социальности характеризуются через: социальные ожидания; социальную дистанцию; ценностно-нормативные требования, регулирующие социальные взаимодействия.

Приведите примеры, демонстрирующие эти проявления в следующих взаимодействиях: учитель-ученик, продавец-покупатель, начальник-подчиненный, пассажир-кондуктор, читатель-библиотекарь, зритель – актер, посетитель музея – экскурсовод, рядовой – офицер.

Задание 2

Опишите какое-либо свое часто повторяющееся действие с обозначением элементов культуры в нем. Попытайтесь выяснить, откуда исходят эти требования, когда и как они Вами восприняты.

Задание 3Прочитайте предложенный текст. Приведите примеры «исправления» реальности из своего опыта и художественной литературы.

Роман Булгакова с полным основанием можно отнести к мениппее (жанр назван по имени философа III в. до н.э. Мениппа из Гадары). М.М. Бахтин, характеризуя мениппею, особо подчеркивал такие ее особенности, как сочетание необузданной фантазии с постановкой глубоко мировоззренческих проблем, причем, писал он, самая смелая фантастика и авантюра мотивируется и оправдывается "чисто идейно-философской целью - создавать исключительные ситуации для провоцирования и испытания философской мысли". Бахтин дал следующую методологическую характеристику мениппеи: это морально-психологический эксперимент, нарушение нормального общепринятого хода событий, создание исключительных ситуаций, выпукло демонстрирующих и провоцирующих мнения и представления.

Развитие феноменологических идей в социологии привело к созданию "прикладной мениппеи" с точно таким же, как в мениппее, отношением к "нормальной" действительности. Это эксперименты Г. Гарфинкеля, создателя так называемой этнометодологии. Суть этнометодологического экспериментирования состоит в неожиданном нарушении общепринятого и нормального хода событий, что позволяет выявить содержание и формы обыденных "идей" и представлений, не обнаруживающихся при нормальном течении жизни. Благодаря испытанию, провоцированию повседневности, последняя, реагируя, "выдает" сокровенные механизмы своего устройства, так же как философско-этическая идея, провоцируемая в мениппее, обнаруживает свои потаенные выводы и следствия, которые вовсе не очевидны при ее "нормальной" реализации.

Возникает вопрос: зачем вообще нужно нарушать привычные устоявшиеся структуры повседневных взаимодействий? Разве именно повседневность не является ясной и прозрачной сферой жизни, не требующей рефлексивного рассмотрения? Однако эта ясность кажущаяся. Повседневность кажется ясной не потому что отрефлексирована, а потому что ускользает от рефлексии. "Обычную жизнь" не анализируют до тех пор, пока ее не нарушит какое-нибудь из ряда вон выходящее событие. Столкнувшись с таким нарушением, "повседневные деятели" стремятся прежде всего "нормализовать" ситуацию, ввести ее в рамки повседневности и лишь после этого приступают к исследованию нарушившего ход нормальной жизни фактора, который уже интерпретируется как нормальное, повседневное явление.

Суть этой идеи можно продемонстрировать на примере одного из гарфинкелевских экспериментов. В ходе нормального, самого обычного разговора экспериментатор начинает приближать свое лицо к лицу ничего не подозревающего партнера. Партнер испытывает смущение, отодвигается и, наконец, осознает, что ситуация изменилась и он участвует в каком-то ином взаимодействии, отличном от того, что он предполагал ранее. Типичную реакцию испытуемого можно сформулировать так: "Ты что, ненормальный?” Некоторые воспринимали действия экспериментатора как действия, мотивированные сексуальными побуждениями, а кто-то видел в нем больного.