Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу Челябинск 2006 (стр. 6 из 9)

К искусству держаться и грациозно двигаться необходимо добавить еще определенные навыки обращения с окружающими человека мелочами: тростью, шляпой, табакеркой, чашкой.

Кроме всего прочего дендизм принес с собой и определенный способ ухода за телом, предполагавший новый, более высокий уровень личной гигиены. Этот стиль подразумевал не только новую модель телесности, но и пересмотр некоторых гигиенических привычек, обычных для предыдущих столетий. Основатель дендизма Бреммель был известен своей аккуратностью; он менял рубашки три раза в день и если замечал мельчайшее пятнышко, тотчас отсылал сорочку в стирку. Его личным правилом была ежедневная смена белья и утренняя ванна. Его чистоплотность была поводом для бесконечных анекдотов, поскольку такой уровень гигиены выходил за пределы норм того времени. Кроме обязательных купаний его утренний туалет включал в себя тщательное бритье, удаление маленьких волосков с тела и т.д. Весь утренний туалет Бреммеля обычно занимал около трех часов и повторялся каждый день.

Дендизм дал названия многим элементам современной одежды. Так, например, существует достоверный рассказ об «открытии» в 1796 г. лордом Спенсером жакета-спенсера: однажды лорд сидел у камина, и длинные полы его куртки для верховой езды воспламенились от огня. Новая длина оказалась весьма удобной для верховой езды. Барон Реглан лишился правой руки в битве при Ватерлоо, и больное плечо пришлось закрывать рукавом, начинавшимся от горловины. Так появился покрой реглан.

<Источник: Быстрова Я.В. Символика костюма и телесные каноны современности // Вестник Новгородского Государственного университета. – 2004. – №27. – С. 14-19.>

Задание 6

Прочитайте текст и изложите своими словами его содержание. Каким образом феминность – маскулинность костюма связаны с особенностями общества?

Особо следует отметить, что именно с дендизмом связана и характерная для наших дней феминизация мужского и маскулинизация женского костюмов. К стилю денди проявляла, например, острое внимание знаменитая Аврора Дюдеван, шокировавшая обывателей мужскими костюмами, сигарами, хриплым голосом и мужским именем Жорж Санд, которое и осталось в истории литературы. Ее возлюбленный Альфред де Мюссе, напротив, отличался чрезмерной женственностью. Знаменитый французский поэт Стефан Малларме в одиночку выпускал в течение 1874 г. дамский журнал «Последняя мода», скрываясь под разнообразными псевдонимами и масками: мадам Маргерит де Понти, дама-креолка, владелица бретонского замка, мулатка Зизи, негритянка Олимпия и др. Он весьма профессионально вел многочисленные рубрики журнала и регулярно сообщал о последних новинках в мире моды. Аналогичный опыт был и у знаменитого английского писателя Оскара Уайльда, возродившего в Англии движение денди. Он стал в 1887 г. главным редактором журнала «Мир женщины». Известно, что с ним охотно сотрудничали многие известные женщины, а знаменитая Сара Бернар подписывала сочиненные Уайльдом статьи. Влечение знаменитых писателей к миру женской моды было, разумеется, неслучайным явлением. Можно предположить, что они видели в такого рода феминизации средство расширения и утончения чувственности. Проникновение в мир женской моды символизировало обладание миром женской телесности.

Но если такие тенденции тогда только возникали, то к концу XX в. они становятся в мире моды доминирующими. Если в 80-е годы канон мужского тела был репрезентирован А. Шварцнеггером, С. Сталлоне, К. ван Даммом, то в 90-е на смену им приходят весьма женственные К. Ривз, Л. Ди Каприо, Т. Круз. На телесный канон накладывает заметный отпечаток мультикультурализм.

Этнические, социальные и возрастные модели идеального тела, опираясь на принцип политкорректности и культурный плюрализм, выступают в мире моды с позиций своей неповторимости и уникальности. Здесь эталоном может выступить Майкл Джексон, оказывающий огромное воздействие на незрелое сознание своих поклонников. Он имеет не просто универсальный мультикультуралистский имидж — он суперуниверсален. Нестареющий подросток с нечеткой половой ориентацией, уникум, сумевший фенотипически преодолеть расовый барьер. В эти же тенденции органично вписывается и увлечение ретростилями, причем необходимая для ретро дистанция между прошлым и настоящим постоянно сокращается.

Смешение мужского и женского становится не только неосознанной тенденцией мировой культуры, но и сознательно используемой категорией у дизайнеров и модельеров.

Они начинают использовать термин genderbending, который обозначает не утверждение бесполого стиля «унисекс», а напротив, некоторой новой фривольности, когда эротизм мужского тела только выигрывает за счет добавления элементов женственности. Современный мужской костюм существует в непрерывном эстетическом взаимодействии с телом. Но если раньше, в предшествующие десятилетия, костюм активно моделировал фигуру владельца, то сейчас он просто пассивно следует за рельефами тела. Шелковый трикотаж, прозрачные наполовину расстегнутые рубашки, пиджак, надетый на голое тело, — все эти атрибуты современного костюма предполагают тонкие, нечеткие контуры, плавно струящиеся вокруг тела. К этому следует добавить, что мужской костюм теперь шьется из мягких, тонких тканей, а от всех набивок, бортовок, искусственных утолщений приходится отказываться. Модельеры предлагают необычную для мужского костюма цветовую гамму: оранжевый, розовый, фуксия, коралловый, терракотовый цвета. Из женского костюма заимствуются не только расцветки, но и набивные рисунки, яркие цветочные узоры. Кроме того, для мужского костюма используются ткани, которые традиционно считались женскими: атлас, шифон, гипюр, китайский шелк, кружевное полотно. Эти заимствования столь часто повторяются, что вряд ли возможно уже воспринимать их как простые эксперименты или как стремление эпатировать публику. За ними стоит вышеупомянутая тенденция целенаправленного смешения мужского и женского. Рубашки и пиджаки, сшитые из «женских» тканей, выглядят не женственно и не мужественно; оппозиция полов здесь либо снимается вообще, либо становится элементом какой-то непонятной онтологической игры. Мужское и женское становятся аппликациями костюма и могут сочетаться в его ансамбле в самых неожиданных комбинациях.

Феминизация мужского сопровождается и маскулинизацией женского. Женщины, в свою очередь, смело узурпируют мужские галстуки и носят их не только на шее, но и в качестве пояса. Становятся нормой в гардеробе женщин пиджаки, брюки, ботинки «милитари», подплечники, зрительно увеличивающие ширину плеч, и т. п. У такой маскулинизации есть и педагогический аспект. В современных мультсериалах героини-девочки — отнюдь не беззащитные существа вроде Дюймовочки. Они действуют не только наравне с героями-мальчиками, но нередко превосходят их; они, как правило, вооружены и владеют каратэ. Импринтинг такого образа весьма эффективен, и детское сознание фиксирует несвойственные женщинам социальные роли воина, защитника как данность.

В целом процесс вживания в массовую культуру нового героя-андрогина проходит достаточно интенсивно. Пионером в создании и эксплуатации образа андрогина был британский рок-музыкант Дэвид Боуи. Созданные им андрогины — Зигги Стардаст и Стармэн — отличаются странным обликом и нечеловеческой красотой. Дети, не осознающие его андрогинность, находят его скорее привлекательным, чем пугающим.

Разумеется, утверждение, что костюм наших дней является одним из важнейших инструментов в сборке тела андрогина, может быть доказано только в результате кропотливого анализа всего многообразия и многоцветия современного мира моды. Мы стремились не столько продемонстрировать вполне определенную связь между конкретным типом костюма и конкретным телесным каноном, сколько показать, что такая связь вообще существует, а ее использование в качестве методологической предпосылки может привести к интересным и перспективным результатам.

<Источник: Быстрова Я.В. Символика костюма и телесные каноны современности // Вестник Новгородского Государственного университета. – 2004. – №27. - С. 14-19.>

Задание 7

Приведите примеры выражений из студенческого жаргона. Объясните их смысл и этимологию. Каким образом в жаргоне отражаются особенности студенческой жизни?

Литература

Ашкеров А.Ю. Экономическая и антропологическая интерпретация социального обмена // Социологический журнал. – 2001. - № 3

Ашкеров, А. Ю. Социальная антропология. - М.: Маркет ДС, 2005. - 605 с.

Барулин А. Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникации. - М.: Спорт и культура-2000. Ч. 2: Краткая предыстория и история семиотики (до Фреге, Пирса и Соссюра).-2002.-400 c.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. ‑ М.: Медиум, 1995. ‑ 323 с.

Бутенко, И. А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии. - М.: Наука, 1987. - 141 с.

Вебер М. Основные категории понимающей социологии // Вебер Макс. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

Гофман И. Нарушение фрейма // Социологический журнал. – 2003. - № 3

Гофман И. Первичные системы фреймов // Социологический журнал. – 2001. - № 1

Гофман И. Формула внешнего выражения роли // Социологический журнал. – 2001. - № 3

Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 224 с.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 590 с.

Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - 278 с.

Касавин, И. Т. Рациональность в познании и практике. - М.: Наука, 1989. - 191 с.