Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу Челябинск 2006 (стр. 7 из 9)

Кравченко Е.И. Теория социального действия от М. Вебера до феноменологии // Социологический журнал. – 2001. - № 3

Малинкин А.Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания // Социологический журнал. – 2001. - № 4

Мерло-Понти М. Знаки. - М.: Искусство, 2001.- 428 с.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

Микешина Л.А. Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания. - М.: Мысль. Т. 2: Социально-культурная природа познания. - 1991.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.

Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. – 406с.

Попова Л.М. Повседневные идеологии // Социологический журнал. – 1998. - № 3/4

Рябинская Н.С. Речь как социальное действие: основные понятия дискурсивного анализа // Социологический журнал. – 2001. № 4

Шабанова М.А. Замкнутая вселенная символов: к истории лингвистической парадигмы // Социологический журнал. – 1997. - № 4

Шабанова М.А. Замкнутая вселенная символов: к истории лингвистической парадигмы // Социологический журнал. – 1997. - № 4

Шютц А. Равенство и смысловая структура социального мира // Социологический журнал. – 2002. - № 4Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. - М.; СПб.: Унив. кн., 2001 –Т. 2, Проект теории цивилизации , 2001. – С. 235-342.

Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная антропология. - Ростов н/ Д:Феникс, 2004. - 411 с.

Тема 7. Социальная дифференциация: субкультуры и этносы

Вопросы для обсуждения

1. Что определяет разнообразие людей в обществе?

2. Что, по-вашему, является более важным в ходе формирования личности – наследственность или социализирующая среда?

3. Какие из социальных условий играют наиболее важную роль в развитии индивида?

4. Что такое социальная гетерогенность и социальное неравенство?

5. Что мы понимаем, говоря об объективном и субъективном смысле социальных категорий?

6. Что такое субкультура?

7. Какие функции в обществе выполняют субкультуры?

8. Основные направления этнологических исследований

9. Особенности межнационального конфликта.

10. Этнические конфликты в современной России

11. Этническая культура и современная мировая культура: соотношение, способы взаимодействия.

12. Этнические стереотипы: особенности и происхождение.

Домашнее задание: на примере сказок разных народов реконструировать центральную зону культуры соответствующего этноса.

Темы сообщений

Самоидентификация жителей современной России

Происхождение молодежной культуры

Виды молодежных субкультур

Субкультуры в современной России

Практические задания

Задание 1

Несомненно, одежда мужчины и женщины, стариков и молодых различается. Иначе говоря, их одежда социально дифференцирована. Первичной дифференциацией одежды можно назвать различия по полу: мужчины носят костюмы, а женщины — платья. Вторичной дифференциацией одежды можно считать различия по возрасту: пожилые одеваются консервативнее молодых. Вторичные признаки наслаиваются на первичные: все мужчины, независимо от возраста, носят костюмы, но не платья. Первичные признаки важнее и устойчивее. А теперь вопросы:

А. Какими по счету должны быть социально-классовая дифференциация одежды и индивидуальная дифференциация одежды (свой собственный стиль)? Расположите все признаки по иерархии и обоснуйте правильность своего ответа.

Б. Известно, что мода на одежду оказывает достаточно сильное влияние на людей. Отметьте те виды дифференциации, которые подчиняются ей, а также те, которые оказываются сильнее ее, устойчивее. И скажите, почему именно?

В. В каких странах (культурах) первичная дифференциация одежды выражена слабо? Иначе говоря, различия в одежде между мужчиной и женщиной незначительны.

Г. В каких обществах (культурах) вторичная дифференциация выражена слабо? Иными словами, пожилые люди одеваются также, как и молодежь.

Д. В какой группе населения не выражена первичная дифференциация волос? Иначе говоря, представители разных полов носят волосы одинаковой длины.

Задание 2

Известно, что появившиеся в 60-е годы «хиппи» были радикально настроены по отношению к существующему строю и пассивно выступали против ценностей буржуазного общества. Однако спустя 20 лет все они превратились в умеренных и законопослушных граждан: прекрасных семьянинов, юристов, врачей и даже биржевых маклеров. Чем вы объясните эти перемены?

Задание 3

1. Выберите основание социальной дифференциации

2. Выделите группы по данному признаку

3. Объясните причины дифференциации

4. Каковы социальные следствия данного типа дифференциации?

5. С какими социальными проблемами связан данный тип социальной дифференциации?

Задание 4

1. Подобрать материалы об этнических конфликтах в Российской Федерации или бывших союзных республиках.

2. Выполнить на основе этих материалов письменную работу:

1. Выделить фазы конфликта.

2. Выявить меры, предпринимаемые государством для разрешения конфликта.

3. Оценить эффективность этих мет и определить причины неэффективности.

4. Разработать программу разрешения данного конфликта. Для этого:

5. Определить причины конфликта.

6. Выделить факторы, способствующие углублению конфликта.

7. Оценить роль этнокультурных различий в развитии конфликта.

8. Разработать систему мер для разрешения конфликта.

Литература

Ашкеров, А. Ю. Социальная антропология. - М.: Маркет ДС, 2005. - 605 с.

Белик А. А. Человек: раб генов или хозяин судьбы. - М.: Наука, 1990.-141 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. ‑ М.: Медиум, 1995. ‑ 323 с.

Бобахо В.А., Левикова С.И. Основные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // ОНС. – 1996. - № 3

Булынский Н.Н., Парская Н.В. Формирование субкультуры педагога профессионального образования. – Челябинск.: Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО, 2001. – 19 с.

Данилова Е.Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. – 2000. - №3-4.

Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. – 2004. - №10. – С.27-30

Дубинин Н. П. Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. - М.: Политиздат, 1989.-350 с.

Зайцева Н.В. Этнографическое наблюдение в театре имени Ленсовета // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – №1. – С.162-167

Зарипов А.Я. Общие проблемы этногенеза и научная теория // Журнал социологии и социальной антропологи. – 1999. Т. 2. - № 4. (http://www.soc.pu.ru)

Здравомыслов А.Г. «Священность» этноса или релятивизм национальной конструкции? // Социологический журнал. – 1998. - №3/4

Здравомыслов А.Г., Цуциев А.А. Этничность и этническое насилие: противостояние этнических парадигм // Социологический журнал. – 2003. - № 3

Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 222 с.

Климова С.Г. Изменения ценностных оснований для идентификации (80-90-е годы) // Социологические исследования. – 1995. - №1. – С. 59-73

Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. – 2002. - №6. – С. 83-95

Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Academia, 2003.-334 с.

Куропятник М.С. От стигмы к самоутверждению: понятие «коренной народ» в современном дискурсе // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том V, 2002. – №1

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М.: Прогресс. Универс, 1993. - 206 c.

Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социологические исследования. – 2002. - №10. – С. 79-87

Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. - 622 с.

Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – №3. – С.139 – 152

Малинкин А.Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания // Социологический журнал. – 2001. - № 4

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.

Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. – М.: ИНФРА – М, 2001. – XIV, 418 с.

Росенко М.Н. Нации в современном обществе: теоретико-методологический анализ // Журнал социологии и социальной антропологи. – 1999. Т. 2. - № 4. (http://www.soc.pu.ru)

Садохин А. П. Этнология. – М.: Гардарики, 2004. – 287 с.

Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Насилие в молодежных группировках как способ конструирования маскулинности // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том V, 2002. – №1

Скворцов Н.Г. Этничность, раса и способ производства: неомарксистская перспектива // Журнал социологии и социальной антропологи. – 1998. Т. 1. - № 1. (http://www.soc.pu.ru)

Сосновская А.М. Профессиональная идентичность журналиста // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. - №3. – С.116-138

Тавадов Г. Т. Этнология. – М.: Проект, 2004. – 348 с.

Тайбаков А.А. Преступная субкультура // Социологические исследования. – 2001. - №3. – С. 90-93

Федосеенко С.Ю. Проявление неформального фактора в профессиональной среде геологов-полевиков // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – №1. – С.167-173

Художественная жизнь современного общества. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. – Т.1. – 235 с.

Шютц А. Равенство и смысловая структура социального мира // Социологический журнал. – 2002. - № 4

Щепанская Т.Б. Атропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – №1. – С.140 – 159

Щепанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры: опыт этнографического исследования. – СПб.: Наука: Санкт-Петербургская издательская фирма, 1993. – 340с. (http://www.poehaly.narod.ru/prof-smert2.htm)

Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная антропология. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - 411 с.