Смекни!
smekni.com

Мировой судья исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности (стр. 21 из 63)

--------------------------------

<*> См.: Справка о некоторых условиях и результатах работы мировых судей в Центральном федеральном округе. С. 7.

В соответствии с законом о судоустройстве просьбы (иски, жалобы, заявления) мировой судья должен был принимать везде и в любое время. Однако на практике это положение закона не могло соблюдаться в силу различных причин объективного характера. Распорядок работы мирового судьи регулировался только его усмотрением. Обычно рабочий день начинался с приема жалоб, затем шли судебные разбирательства по уголовным либо гражданским делам. Некоторые судьи могли начать слушания во второй половине дня, а то и вовсе неожиданно устроить выходной.

Но было и по-другому, рациональнее. Так, в одном участке мировой судья работал в следующем режиме: просьбы принимались ежедневно, кроме вторника (день заседаний мирового съезда), выходных и праздников, с 10:30 до 11:30. Запись шла по номеркам, и дела рассматривались далее в порядке этой очереди. Разбирательства проходили по понедельникам, средам и пятницам до 19:00 - 20:00 <*>.

--------------------------------

<*> См.: Лонская С.В. Мировой суд в России (1864 - 1917 гг.): историко-правовое исследование. С. 45.

Законом предписывалось, что участковый мировой судья не имел права совмещать свою должность с какой-либо другой должностью по государственной или общественной службе, за исключением лишь почетных должностей "в богоугодных и учебных заведениях" (ст. 42 УСУ). Ему запрещалось быть поверенным в своем округе и вообще присяжным заседателем.

Несмотря на отнесение мировых судей в России к местным судам, их финансирование - оклады судей и аппарата - производилось из сумм государственного казначейства. Из земских сборов оплачивались только наем жилья и служебного помещения - по 800 рублей сверх оклада в год. Зарплата мировых судей была достаточно высока и равнялась зарплате, получаемой членом окружного суда. Отдельные земства имели реальную возможность финансировать мировые суды щедрее. Так, в литературе, посвященной итогам судебной реформы, отмечалось, что в конце 1870-х гг. в некоторых уездах Пермской губернии годовое жалование мировых судей достигало 3 тыс. рублей. Санкт-Петербургская городская дума в 1866 г. была вынуждена повысить оклад до 4500 рублей, когда по первому вызову туда явилось очень немного лиц, изъявивших желание баллотироваться на должность мирового судьи <*>. Сами оклады дифференцировались: добавочные судьи получали по 2 тыс. рублей в год, участковые - по 2800 рублей, председатели съездов - по 4200 рублей.

--------------------------------

<*> См.: Джаншиев Г.А. Указ. соч. С. 464 - 465.

Расходы по содержанию мировых судей, их разъезды, канцелярские расходы оплачивались из уездного бюджета. Таким образом, основные затраты брало на себя правительство. Аналогичная система финансирования сложилась и у нынешних российских мировых судей.

К сожалению, федеральное законодательство, затрагивающее проблемы организации мировых судей, в том числе кадрового, правового обеспечения, введения судебной статистики, нуждается в совершенствовании. В связи с этим в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", внесенному Пленумом Верховного Суда РФ, отмечается, что организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется в субъектах Федерации по-разному. Этот факт в будущем может нанести серьезный ущерб авторитету института мировых судей <*>.

--------------------------------

<*> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" // Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2001 г. N 4.

Федеральное законодательство не урегулировало с достаточной четкостью вопрос о субъекте выполнения всех мероприятий по организации деятельности мирового судьи и его аппарата. А материально-техническое обеспечение как составная часть этой функции отнесено к ведению органов юстиции или органов исполнительной власти субъекта Федерации. После направления в регионы письма Министерства юстиции РФ от 11 апреля 2000 г. N 2605-ЕС, как отмечалось в юридической литературе, проблема обострилась <*>.

--------------------------------

<*> См.: Терехин В. Почему "урезана" компетенция мировых судей? // Российская юстиция. 2000. N 10. С. 2 - 3.

Обеспечение деятельности мировых судей органами исполнительной власти противоречит принципу независимости судебной власти. Проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, должно находиться в ведении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Одновременно следует усилить контроль со стороны органов судейского сообщества.

На период избрания мировой судья дореволюционной России имел определенные гарантии осуществления своей деятельности. Он не мог быть уволен без личной на то просьбы, кроме случаев неявки на службу сроком более одного месяца, болезни в течение одного года, уголовного взыскания или наказания. Также без собственного согласия мировые судьи не могли быть переведены из одной местности в другую. Временное устранение от должности допускалось только в случае предания суду, "совершенному удалению или отстранению от должности" судьи подвергались лишь по приговору уголовного суда.

В современных условиях мировой судья по вопросам своего правового статуса приравнен к федеральным судьям и в соответствии с Законом "О статусе судей в Российской Федерации" независим и обладает неприкосновенностью.

Представление мирового судьи к увольнению осуществлялось ранее определением "общего судебного места" (в данном случае - мирового съезда) после выслушивания заключения товарища прокурора окружного суда, подписывал отставку министр юстиции. Когда же мировой судья подвергался уголовной ответственности за преступление, не относящееся к службе, вопрос о дальнейшем пребывании в должности решался Высшим дисциплинарным присутствием Правительствующего Сената в зависимости от обстоятельств дела. Указанные процедуры применялись и в отношении судей общих судов.

Увольнение мирового судьи без его согласия было, во-первых, ограничено конкретными поводами и, во-вторых, обязательно проходило через стадию коллегиального решения. Существовал и особый порядок привлечения мировых судей к дисциплинарной ответственности, по аналогии с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности членов окружных судов. Однако объемы такой ответственности у них не совпадали. Мировые судьи могли только получить предостережение. Дисциплинарное производство возбуждалось съездами по собственной инициативе или по предложению министра юстиции. Следствие по дисциплинарному делу проводили судебные палаты.

По "классу должности и соответствию этому прав и преимуществ" мировые судьи приравнивались к членам окружных судов и судебных палат. Должность мирового судьи находилась в "генеральском", V классе Табели о рангах (статский советник). Чтобы дослужиться до такого чина обычным путем, требовались годы и годы, масса дополнительных условий, экзаменов. Попасть в число мировых судей означало получить чин автоматически, без лишних усилий. Для многих было вожделенной мечтой стать мировым, упрочить карьеру и, имея хороший трамплин, получать награды и продвигаться по служебной лестнице.

В отличие от мировых посредников, которым не присваивалось чина, мировые судьи были государственными, а не общественными служащими. Включение их в систему Табели о рангах трактовалось именно так. Третейский характер мирового суда пропадал сам собой, идея не соответствовала реальности. Альтернатива, порожденная теорией, по крайней мере в этом вопросе, была решена в пользу публичного, государственного характера мировой юстиции.

В связи с этим представляются вполне обоснованными и подлежащими реализации предложения о присвоении мировому судье наравне с федеральным судьей квалификационного класса и об организационном обеспечении деятельности мировых судей подразделениями, создаваемыми при управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Федерации. За время существования департамента накоплен опыт по организационному обеспечению деятельности судей. Кроме того, в регионах заключаются соглашения между органами исполнительной власти субъектов Федерации и управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Федерации о передаче функции организационного обеспечения деятельности мировых судей органам Судебного департамента.

Исследование особенностей российской модели мирового суда, созданной на основе Судебных уставов 1864 г., позволяет сделать вывод, что по своей сути в большей степени она относится к французскому типу. Мировой судья в России осуществлял лишь функцию правосудия, не выполняя функций исполнительной власти, а его должность могли занимать не только профессиональные юристы, но и иные лица (почетные мировые судьи). Вместе с тем мировые судьи в дореволюционной России имели свои отличительные признаки организационного характера:

1) они входили в систему судебных органов в качестве обособленной ветви местной юстиции;