Смекни!
smekni.com

Проблемы квалификации экологических преступлений (стр. 7 из 8)

Добыча морских млекопитающих вне этих мест преступна, если имеются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 256.

Состав преступления формальный (окончено с момента добычи).

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект – вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалификационные признаки:

1) использование служебного положения (получение скрытой информации, предоставление тех или иных средств и т.д.);

2) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Необходимо оговорить квалификацию действий лиц, которые не занимались лично добычей животных и растений, а приобрели их у незаконных добытчиков (браконьеров).

Данный вопрос разрешен в п. 8 ПВС, где сказано, что заранее обещанное приобретение добытой преступным путем продукции либо систематическое ее приобретение оттого же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю, оказывает содействие на сбыт этой продукции должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества. При этом разовое, не обещанное приобретение у браконьера добытых водных растений и животных влечет уголовную ответственность по ст. 175 УК.

Проблемы квалификации правил охраны рыбных запасов (ст. 257)

В ранее действовавшем законе преступлением признавалось только производство лесосплава или лесных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 165 УК РСФСР).

Современное уголовное законодательство криминализировало нарушение указанных правил и в других случаях, в частности, при строительстве мостов, дамб и при осуществлении других работ, а также при эксплуатации водозаборных сооружений и т.д.

Ст. 165 УК РСФСР предусматривала формальный состав, ныне же нарушение правил охраны рыбных запасов является материальным составом, таким образом произошла декриминализация части ранее преступных деяний.

Данная норма не является часто применимой (2000 г. – 1 уголовное дело, в Ирк. области дела вообще не возбуждались).

С юридико-психологической точки зрения статья построена достаточно сложно: в ней сформулировано несколько основных материальных составов, которые различны между собой по содержание деяния, предмету и преступным последствиям, но совпадают по субъективной стороне и объединены общим признаком – нарушение правил охраны рыбных запасов. Правила охраны рыбных запасов являются частью общих правил охраны ОС при производстве работ: конкуренция ст. 246 и 257. при этом ст. 246 – общая, ст. 257 – специальная. В то же время, действия, которыми не охватывается статья 257 УК.

Правовое регулирование рыбных запасов по структуре является сложным. Общие нормы содержатся в законодательстве об охране ОС, в ФЗ "О животном мире", в Водном кодексе. Специальные нормы содержатся в ППРФ и ведомственных нормативных актах.

Предмет – рыбные запасы (буквальное толкование). Если использовать логическое толкование, то выясняется, что уголовно-правовая охрана распространяется как на рыбу, так и на водных животных, кормовые запасы, среду обитания водных биоресурсов, условия их существования.

По содержанию составов, перечисленных в ст. 257 видно, что они могут быть совершены во внутренних водоемах или в прилегающих морских районах.

Объективная сторона – действия (редко бездействие), ООП, причинная связь.

Фактически текст статьи дает перечень тех видов деятельности, которая может быть особенно опасна для рыбных запасов, водных животных и т.д. Этот перечень носит открытый характер.

Последствия: 1) массовая гибель рыбы или других водных животных. Одновременная гибель значительного числа рыбы или водных животных одного или нескольких видов на определенном участке акватории в 1 водном объекте или в нескольких объектах, на объединенных естественным или искусственным образом в единую систему, устанавливается проведением экспертизы с учетом также и иных нормативов; 2) значительный размер уничтожения кормовых запасов (разрушение, приведение в негодность такого их количества (объема), при котором существенно ухудшаются условия существования популяций рыбы или других водных животных, либо теряется способность водных растений и др. к самовоспроизводству); 3) иные тяжкие последствия (уничтожение мест нереста, заболевания рыб и др.).

Субъективная сторона: как умысел, так и неосторожность.

Субъект: ф.л., вменяемое, достигшее 16 лет, на которое н.п.а. возложена обязанность по исполнению правил рыбной охраны, по исполнению указанных работ. Не является нарушением правил охраны рыбных запасов осуществление взрывных работ, если они были совершены с целью незаконной добычи водных биоресурсов (п. б ч. 1 ст. 256 УК РФ).

Ст. 258. Проблемы квалификации незаконной охоты

Статья содержит в себе основной материальный состав – незаконная охота, формальный состав – с конкретными признаками по способу деяние, месту, предмету посягательства. Следующие состав – квалифицированные.

Данное преступление является преступлением небольшой тяжести.

Данная норма является общей по отношению ко всем случаям незаконной охоты и специальной – по отношению к экологическим, должностным и иным преступлениям. В процессе реформы было восстановлено содержание ст. 166 УК РСФСР. Была установлена административная преюдиция; введены в состав признаки конкретного преступления, а также новые признаки, ранее неизвестные закону.

Ст. 258 УК – по применению распространенна (1999 г. – 972, 2000 г. – 728 у.д.); в Иркутской области – 72 преступления.

Предмет – дикие животные (птицы, звери), находящиеся в состоянии естественной свободы (когда их существование не поддерживается трудом человека). Насекомые не могут быть предметом преступления.

Не являются предметом незаконной охоты животные, отловленные человеком и находящиеся в зоопарках, вольерах.

В случаях незаконной добычи (охоты)животные могут поменять свой правовой статус (чужая собственность).

Объективная сторона: для материального состава: действия по незаконной охоте, последствия в виде крупного ущерба, причинная связь. Для формального состава: действия по незаконной охоте (в ст. указан способ охоты, предмет, место).

Охота – это один из видов пользования животным миром. Данная деятельность регулируется специальными разрешениями и специальными н.а.

Действия, представляющие охоту – это выслеживание с целью добычи, преследование или сама добыча диких животных; нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, орудиями охоты = охота.

Последствия. Данная категория – крупный ущерб – оценочная, размер определяется с учетом обстоятельств дела, практика: учитывается стоимость добытых животных, количество добытого, распространенность животных, отнесение к специальным категориями.

Применение механических транспортных средств, воздушного транспорта, взрывчатых веществ, газов имеет место, когда для выслеживания, отлова животных + использование транспортных средств при доставке к месту охоты, капканов и т.д.

Иные способы уничтожения: различные виды воздействия которые могут привести к гибели многих животных. Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в н.п.а.

Субъективная сторона – прямой умысел по отношению к формальному составу; прямой и косвенный умысел – в случае причинения крупного ущерба.

Субъект – ф.л., вменяемое. Квалифицированные признаки – а) использование должностного положения; 2) группой лиц.

Тенденция состояния и динамика экологической преступности в РФ

За последние 10 лет сложилась устойчивая тенденция увеличения абсолютного числа регистрируемых ЭП. Некоторое снижение зарегистрированных ЭП наблюдалось в 1997-1998 гг. (принятие нового УПК и т.д.). Удельный вес ЭП в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,28% в 1990 г. до 0,41% в 1999 г.

Интерес вызывает то, что борьба с ЭП ухудшается из года в год (криминальная ситуация в стране). Количество всех зарегистрированных преступлений за последние 10 лет увеличилось в 2 раза. Правоохранительные органы до сих пор не считают ЭП приоритетными. Упор делается на корыстно-насильственные и экономические преступления.

Несмотря на то, что в УК 1996 г. по сравнению с УК 1960 г. норма об ответственности за преступление, выражающееся в незаконном завладении природными ресурсами уменьшена в 3 раза по сравнению с нормами, устанавливающими причинение вреда природной среде. Правоприменительная практика идет по пути борьбы главным образом с такими ЭП, которые предусмотрены ст.ст. 256, 258, 260 УК РФ.

Из общего числа зарегистрированных ЭП в 1999 г. названные преступления составляют: ст. 256 – 44,2%, ст. 258 – 7,8%, ст. 260 – 45,7%.

Выявлено лиц, совершивших ЭП в 1999 г. – 12068, по сравнению с 1998 г. – 8773, т.о. прирост за год составил 36,7%.

Из числа зарегистрированных ЭП в 1999 г. окончено расследование 99904, что составило соответственно 79,8% - раскрываемость ЭП в РФ за последние 3 года практически не изменилась и составляется 85,4%. Основная причина – волокита, низкое качество подготовки материалов дела. Кроме того, можно выявить рост ЭП в зависимости от региональных особенностей.

Особенностью нераскрываемости ЭП выделяется еще и тот факт, что сами работники государственных контрольных органов совершают ЭП.

Обращает на себя внимание резкое несоответствие количества возбужденных уголовных дел и реально совершенных ЭП, а также привлечение к уголовной ответственности лиц и количества осужденных. Так, в 1997 г. выявлено 4262 лица, виновных в незаконной добыче, осуждено из них 1556 лиц. По ст. 258 – выявлено 885, осуждено 495.