Смекни!
smekni.com

Связь Пушкина с Брянщиной (стр. 2 из 5)

Граф интересовалсялитературными опытами юного поэта, встречался с его отцом. После публичного экзамена в лицее в 1815 году, когда А. С. Пушкин с успехом прочитал "Воспоминания о Царском Селе", на торжественный обед к министру был приглашен и Сергей Львович. Тут же присутствовал и Г. Р. Державин. За обедом граф Алексей Кириллович обратился к С. Л. Пушкину: "Я бы желал, однако же, образовать сына вашего к прозе". "Оставьте его поэтом!" - пророчески и с необыкновенным жаром возразил Г. Р. Державин.

5 апреля 1822 года после неожиданной болезни граф А. К. Разумовский умер в окружении Перовских и дочери В. А. Репниной. Сыновья А. К. Разумовского от "девицы" Марии Михайловны Соболевской А. А. и В. А. Перовские впоследствии были дружны с А. С. Пушкиным.

Еще одним лицейским наставником поэта был Александр Иванович Галич.

На многие годы сохранил в своем памяти А. С. Пушкин добрые воспоминания о лицейском профессоре Александре Ивановиче Галиче. У него занимался юный поэт в 1814-1815 годах. А. И. Галич (настоящая фамилия - Говоров), уроженец Трубчевска, был любимцем лицеистов. О нем А. С. Пушкин писал:

Нет, добрый Галич мой!

Поклону ты не сроден.

Друг мудрости прямой

Правдив и благороден.

Эти сроки из "Послания Галичу" написаны в 1815 году. Но в них А. С. Пушкин словно увидел будущую судьбу своего наставника. А может быть, сам А. И. Галич всю свою жизнь посвятил тому, чтобы доказать справедливость высокой пушкинской оценки. Он всегда стремился отстаивать свои убеждения, был открыт и честен. Самые трудные испытания, выпавшие на его долю, не смогли сломить мужественный и стойкий характер.

Вернувшись в Россию после учебы за границей, А. И. Галич стал читать лекции по философии в Петербургском педагогическом институте (с 1819 года - Петербургском университете), а в 1814--1815 годах заменял в лицее заболевшего профессора Н. Ф. Кошанского,преподавал русскую и латинскую словес­ность. Настороженно встретили молодого преподава­теля лицеисты.

Выражение лицейского профессора"потреплем лавры старика" стало крылатым. А. С. Пушкин в последней строфе второй главы романа «Евгений Онегин» навсегда увековечил его:

Прими ж мое благодаренье,

Поклонник мирных аонид,

И ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благодарная рука

Потреплет лавры старика.

Помнили о крылатой фразе А. И. Галича и другие лицеисты. Друг Пушкина, декабрист Иван Пущин, черезмного лет после окончания лицея писал его директору Е. А. Энгельгарду о сложностях перевода на русский язык произведений Б. Паскаля: “Может быть, и трудности этой работы останавливают охотни­ков приняться за старика (как говаривал наш профессор Галич)”

А. И. Галич был, несомненно, талантливым педагогом и воспитателем. Одним из первых он обратил внимание на поэтическое дарование юного Пушкина, заинтересовалсяего творчеством, стал чутким наставником. Обратимся к свидетельству самого Пушкина. В дневниковой записи от 17 марта 1834 года он рассказал о встрече с А. И. Галичем у Н. И. Греча на совещании участников "Энциклопедического лексикона" Плюшара: "...я встретил доброго Галича и очень ему обрадовался. Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил меня написать для экзамена 1814 года мои "Воспоминания о Царском Селе". Общеизвестно, что стихотворение «Воспоминания о Царском Селе», написанное в октябре-ноябре 1814 года и прочитанное на публичном экзамене 8 января 1815 года при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший, стало подлинным триумфом юного поэта, заслужило восхищение маститого Г. Р. Державина.

Трудную, но удивительно насыщенную, интересную жизнь, подарком для которой были добрые чувства великого А. С. Пушкина, прожил Александр Иванович Галич. В1821 году первый профессор Петербургского университета по кафедре философии А. И. Галич за книгу "История философских систем ", за атеизм в лекциях для студентов был обвинен в безбожии, подвергнут гонениям и даже изнурительной процедуре "духовной" инквизиции, публичному признанию своего учения «ложным и вредным» и «окроплению в церкви «святой» водой.

Велики заслуги А. И. Галича в развитии русской эстетики. В трактате «Опыт науки изящного» (1825 г.) он впервые в России сформулировал идеи о красоте как единстве истинного, доброго и "приятного". Ему принадлежит философски обоснованная классифика­ция искусств и литературных жанров. А. И. Галич вслед за Шеллингом обосновал идеи единства свобо­ды и необходимости в художественном творчестве, самоценности искусства. Он разработал теорию рома­на как высшего рода литературы и синтеза всех жан­ров. А. И. Галичу принадлежит один из первых в России труд по психологии - книга "Картина чело­века. Опыт наставительного чтения для всех образо­ванных сословий" (1834 г.). Этот труд был удостоен повинной Демидовской премии.

Личная жизнь А. И. Галича сложилась нелегко. В 1837 году он был окончательно отставлен от препода­вательской работы в университете, служил переводчиком, начальником архива Провиантского ведомства. Семейные неурядицы, нищета, запои, пожар, который уничтожил имущество и рукописи философа, подо­рвали его здоровье и творческие силы. Умер А. И. Галич 9 (21) сентября 1848 года в Царском Селе.

2.2 Лицейские друзья А. С. Пушкина.

Среди лицейских знакомых А. С. Пушкина, связанных с брянским краем, можно вспомнить чиновника ипосредственного литератора, одного из основателей Вольного общества любителей российской словесности Ефима Петровича Люценко (1776 -1854 г.г.). Он родился в селе Сновск (ныне - Новозыбковский район Брянской области). В 1811-1813 годах Е.П. Люценко служил секретарем хозяйственного правления Царскосельского лицея, а затем чиновником канцелярии Военного министерства. В 1836 году А. С. Пушкин с целью оказания материальной помощиав­тору издал его перевод повести А. Виланда "Перфоний, или Желания". В. Ф. Смирдин отказался заниматься выпуском этой книги. 19 августа 1835 года поэт писал Е. П. Люценко: "Смирдин не сдержал своего слова; полагаю, в самом деле, обстоятельства его за­путаны. Печатание вашей поэмы не может стоить 1500 рублей; он ошибается''. За дело взялся сам А. С. Пушкин. Книга вышла в свет без имени переводчика под названием "Вастола, или Желания..." с указанием: "Издал А. Пушкин".

Вероятно, в лицейские годы А. С. Пушкин общался с Василием Михайловичем Тютчевым, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, который в это время квартировался в Царском Селе 5 сентября 1824 года.

Василий Михайлович Тютчев происходил из древнего брянского дворянского рода Тютчевых, которые еще в начале XVllвека владели селами Кабаличи и Хотылево с прилегающими к ним деревнями. А Хотылево впервые упоминается в одной из грамот 1610 года, когда оно было пожаловано С. И. Тютчеву, как "старое отца его поместье''. Во времена Петра Первого после смерти Гаврилы Тютчева его владения были поделены между двумя сыновьями. Петру досталось Хотылево, а Николаю - Кабаличи, Глинищево, новопоселенные слободки Маковье, Карповка, Именка и другие деревни.

3. Круг знакомств А. С. Пушкина.

3.1 Завадовские.

Среди знакомых Пушкина были сыновья П. В. Завадовского, усадьба которого была в селе Ляличи нынешнего Суражского района.

Это был очень богатый и не чуждый культуре человек. В его имении был роскошный парк, в котором красовались «Летний дворец», «Храм благодарности». Аллеи были украшены многочисленными скульптурами.

После смерти графа П. В. Завадовского ляличский дворец на Брянщине от его сына переходит семейству Энгельгард, которое владело усадьбой до 1847 года.

Граф, камер-юнкер Александр Петрович Завадовский (1794--1856 гг.) был сослуживцем А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова по Коллегии иностранных дел, куда поэт поступил с чином коллежского секретаря 13 июня 1817 года. В молодости граф прославился как дуэлянт, участвовал в знаменитой ''четвертной дуэли" вместе с А. С. Грибоедовым против В. В. Шереметьева и А. И. Якубовича. Близкое знакомство с ним поэта подтверждает строчка из письма А. С. Пушкина к Я. Н. Толстому, где он спрашивает: "Что Всеволжские? Что Мансуров? ... Что Завадовский?..''. Донесения полиции свидетельствуют, что летом 1827 года

Поэт посещал А. П. Завадовского в доме купца З-й гильдии Карла Пфлунга.

А. П. Завадовский - прототип одного из персонажей незавершенного замысла А. С. Пушкина - романа "Русский Пелам" (1834--1835 гг.). По замыслу поэта роман должен был дать широкую картину жизни русского общества 1820-х годов. Сохранившиеся пла­ны романа показывают, что в его фабулу автор думал ввести известных ему реальных лиц из круга петер­бургской аристократической молодежи, в том числе Ф. Ф. Орлова, А. П. Завадовского и других. О Федоре Орлове А. С. Пушкин пишет, что это "франт, вроде Завадовского''. Образ графа дополняют такие строч­ки из наброска плана романа "Завадовского паразиты, актрисы, его дурная слава..."; "пышный образ жизни Завадовского, он дает обеды и балы".

Широко известной была любовная связь графа А. П. Завадовского с балериной Авдотьей (Евдокией) Истоминой. Из-за нее он в 1817 году дрался на дуэли с гвардейским офицером В. В. Шереметьевым.

Трудно предположить как бы развивалась авторская фантазия, сюжет «Русского Пелама» и «Двух танцовщиц», но несомненно то, что образ А. П. 3авадовского остался бы в них одним из главных.

Хорошо был знаком А. С. Пушкин с братом А. П. Завадовского Василием Петровичем (1799 -1855 гг.). В 1818--1833 годах он корнет лейб-гвардии гусарского полка, затем чиновник Министерства юстиции, с 1833 года обер-прокурор 4-го департамента сената, с 1840 года сенатор. В. П. Завадовский - автор ''Молитвы лейб-гусарских офицеров'', которая приписывалась А. С. Пушкину.