Смекни!
smekni.com

Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого (стр. 10 из 19)

Православная педагогика предлагает свое понимание целомудрия и его значения как базиса для нравственного воспитания. Проведем историко-педагогический анализ, для чего сначала обратимся к апостольским писаниям и творениям святых отцов раннехристианского периода. В центре христианского понимания лежит богосотворенность, богосозданность окружающего мира. Следовательно, наше физическое, телесное существо - создание Божие. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: "Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа" [1 Кор. 6,19].Человеческое тело устроено таким образом, что является оболочкой для ­­души. ­­ Душа определяет нравственное или безнравственное поведение человека.Посредством души человек соединяется с Богом, Духом Святым. Поэтому под целомудрием подразумевается чистота от "плотской греховной скверны,состояние невинности, здравый смысл, здравый ум". Первоначально целомудрие отождествлялось с благоразумием [2. Мак.4,37; Деян.26,25,1; Пет.4,7], здравомыслием, здравомудрием, премудростью в жизни и слове [Феофан Говоров, еп.Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. - С. 282,488], позднее трактовалось как "противление сладострастию" [Василий Великий. Слово об отречении от мира], "супружеская верность" у Исидора Пелусиота [Письмо 266] и у Иоанна Златоустого [Беседа 3-я Послание к Евреям ], сохранение тела от скверны" у Афанасия Великого [Об определениях 2,4].

Анализ разных изречений, взглядов, суждений по вопросу целомудрия позволяет выделить широкий и узкий смысл термина "целомудрия". Целомудрие в христианстве не ограничивается только физической чистотой, но подразумевает духовно-нравственный рост человека.

В широком смысле значение "целомудрие" содержится в творениях преподобного Иоанна Лествичника. Целомудрие, по его мнению, есть всеобъемлющее название всех добродетелей [Преподобного отца аввы Иоанна Лествица. - СПб, 1995]. То есть, целомудрие, переводя на обычный язык, представляет собой совокупность всех нравственных категорий,подразумевает умение управлять своими мыслями, словами, действиями. Преподобный Амвросий Оптинский, характеризуя целомудрие писал о нем как о способности "соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах" [прот. Четвериков С. Описание жизни блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия... - С.217]. Целомудрие требует от человека самоотверженной жизни, со всесторонним попранием эгоизма, самоугодия", - добавляет епископ Феофан [еп. Феофан Говоров. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С.117]. В этом смысле целомудрие синонимично термину "совершенство".

"Будьте совершенны, как и Отец Ваш Небесный совершенен есть"­- один из ведущих принципов православной педагогики. Целомудренный человек - есть та цель воспитания, которую видит перед собой православный педагог. Можно провести аналогию между целомудренным человеком и всесторонне (разносторонне) развитой гармонической личностью. Хотя это параллельные, но не тождественные понятия. Понятие цельного, обладающего полной мудростью человека, в христианской педагогике несколько иное. Это не разрозненное развитие разных сторон личности или тем более всех.

Cовершенный, целомудренный человек с точки зрения православной педагогики предполагает особое внутреннее устроение, где силы души в иерархическом порядке подчинены, обеспечивают, подчинены, дополняют друг друга. Приоритет в человеческом устроении принадлежит духовности "как основе человеческого существа" [Зеньковский В.В. (протопресвит) Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: изд-во Свято-Владимирского аббатства, 1993. - С.150]. Духовность - это стремление человека к Богу, стремление сообразовать свою жизнь с волей Божией, "очищение сердца, аскетическая работа над собой" [С.30].

Существует мнение, что православие призывает к гармоническому развитию личности. Но здесь "гармония - это пропорциональность, безупречное расположение частей в пространстве. Гармония возможна только в союзе с Богом.Принцип гармонического развития и устроения в Православии требует доверия к Богу, к его промыслу, молитвенного диалога с ним [Сурова Л.В. Православная школа сегодня Книга для учащихся и учащих. - М.,1996. - С.36-37].

Целомудрие в каждом человеке проявляется в разной степени. Что касается степеней целомудрия, понимаемого в широком смысле как всеобъемлющего названия всех добродетелей, то описания их Святые Отцы не дают. Человек не должен, по их мнению, знать о своем духовном росте, так как это может повредить духовной жизни, и тем более повредить "охранительнице добродетелей" - смирению. Смирение­- необходимое условие целомудрия. Само это понятие означает внутреннее самоограничение, умение отсекать свою волю. Это не раболепие. Смиренный человек - это тот, который перед собой всегда видит Бога. "Смирение - это не забитость. Смириться - это не значит отказаться от всей полноты даров, талантов, которые дал Бог. Настоящее смирение - это мир с Богом и людьми, гармония,преображение всех человеческих не для горделивого самоутверждения, а для служения ко спасению ближнего, а значит и для себя" [Церковь, дети, и современный мир. - СПб: изд-во Новый город, 1997. С.57-58]. Целомудрие невозможно без любви, милосердия, терпения. Опора целомудрия - пост, молитва, воздержание.

В узком смысле слова целомудрие рассматривается святыми Отцами как добродетель, духовно-нравственное качество, противоположное разврату. И если в первом случае в качестве синонима понятию "целомудрия" мы брали "совершенство", то во втором близким по значению будет "чистота". Подобная трактовка целомудрия довольно часто встречается в творчестве святых Отцов - Иоанна Лествичника, Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Симеона Нового Богослова. Последний пишет, что "обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни" [Симеон Новый Богослов, прп. Слово 48// Слова. Вып.1. - С.436-437]. И тогда мы можем говорить о чистоте души и тела. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что "истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями." "В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма." Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным убранством одежд. Чистота - ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота - родоначальница любви... [Ефрем Сирин, прп. Творения.Ч.1. - С.132].

Святые Отцы, в отличии от целомудрия в широком значении, в узком выделяли степени чистоты. У преподобного Иоанна Лествичника их три: начало, середина и конец ("предел и крайняя степень совершенной чистоты") [прп. Отца Аввы Иоанна Лествица. - СПб., 1995. - С. 122. - Сл.15,8-13]. У Иоанна Кассиана их шесть, причем высшая степень- это отсутствие нечистоты как в бодрственном состоянии, так и во сне.

Независимо от употребления, в широком или узком смысле, различают две группы признаков целомудрия - внешние и внутренние. Внешние находят свое отражение в поведении, одежде, облике человека. Внутренние состоят в том, чтобы все доброе делалось не для людей, а для Бога и перед Богом (т.е. не по человекоугодию, а бескорыстно). Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы не считать себя завершившимся, это умение хранить ум и сердце от помыслов. Киприан Карфагенский, говоря о внешнем целомудрии указывает на необходимость избегать излишнего смеха, неприличных бесед, обществ. "Целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благопристойности одеяния, в скромном убранстве волос" [Киприан Карфагенский, Книга об одежде девственниц Творения.­- Ч.2. - С.131]. Известная народная мудрость гласит: "Если хочешь изменить человека, начни с его одежды". Не случайно и реформы Петра I были связаны с изменением одежды и отрезанием бород, менялся не просто внешний облик, но все сознание народа. Приличная одежда-отражение нравственного состояния человека или, наоборот, неприличная - признак развращенности. Внешность - это немаловажная часть характера. Целомудрие проявляется в речи, поступках, походке,поведении. Целомудренный человек не будет рассматривать журнал, газету с непристойными картинками, участвовать в нескромных зрелищах и увеселительных мероприятиях.

Святые Отцы считали целомудрие возможным только в христианстве. Хотя, конечно, если говорить о нем как о совершенстве, т.е. о высшей степени его проявления. Целомудрие ценилось не только в христианской среде, другое дело, что светское общество признавало за целомудрие сохранение тела от разврата, но о внутренней совершенной чистоте души не могло быть и речи.

Таким образом, понятие "целомудрие" в широком и узком смысле, каким видели его Отцы Церкви полнее, чем светская трактовка. В обыденном понимании - это чистота тела. У Святых Отцов, это или полное совершенство (в широком значении), либо сохранение в чистоте ума, сердца, тела (в узком).