Смекни!
smekni.com

Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого (стр. 19 из 19)

Современное общество стремится к гуманизации педагогического процесса, провозглашает личностно-ориентированный подход к ребенку, где важна не сумма переданных знаний, а человек с его духовно-нравственным потенциалом, деятельной любовью к людям. Но чаще всего это остается "мертвой буквой", закостеневшей схоластикой и на деле все оказывается по-другому. В детском саду, в школе ребенок так и продолжает "подвергаться" воспитанию и обучению. С другой стороны, демократизация в стране привела к демократизации образования, но в реальности демонстрирует не свободу, а анархию и вседозволенность.

Однако в педагогике остаются люди, своего рода подвижники, которые ставят во главу угла - любовь к детям. Это не только православные, но и светские учителя. Поистине бывает так, что "языцы, не имущие закона, естеством законная творят". Люди неверующие, но живущие по законам совести, имеют идеал учительства близкий к христианскому. Православная педагогика, выросшая на христианской этике, по словам К.Д.Ушинского дала миру самый высокий нравственный идеал для педагога. Это образец Иисуса Христа - Бога и человека, в его образе жизни, поступках заключен высший гуманизм, человечность, жертвенность. Он пришел на землю не как царь, а как сын бедного плотника, терпел поношения и, наконец, взошел на крест, чтобы пострадать за грехи людей, которые были его детьми и учениками, ради их спасения. Главный принцип, которому следует христианский учитель, по утверждению Иоанна Златоустого, "сначала снисходить, а затем возвышать", то есть спускаться до уровня ребенка, чтобы поднять до своего.

Педагог призван быть мостиком, соединяющим ученика и Бога, он должен помочь ребенку раскрыться в полноте его творческой свободы. Общепризнано, что никакие программы не заменят личности учителя. Педагогическая профессия должна быть призванием, умением и желанием отдавать себя до конца детям. Личность учителя - это его высокий нравственный облик, знание учения своей веры, широкий кругозор, жертвенность и самоотречение в учительской профессии, умение видеть каждого ребенка во всех его проявлениях. Такой педагог понимает, что не школа, а семья в большей степени формирует личность ребенка.

Одной из задач современного воспитания является связь детского сада, школы с семьей. Это проблема как православной, так и светской педагогики. Без их единства невозможно воспитать полноценную целостную личность. Более того, как отмечает святитель Иоанн, именно семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка. Семья является той атмосферой, где закладывается личность.

По выражению Иоанна Златоустого, семья - частица государства. Это признает и наше общество. Состояние государства определяется нравственной атмосферой семьи. Прочные устои семейной жизни и воспитания: взаимная любовь, уважение, послушание, прощение, духовное начало способны сделать жизнеспособной любую страну. С другой стороны, семья, опять же по утверждению святителя, - домашняя церковь, в которой каждый член семьи возрастает, учится духовной жизни и учит других. Сфера религиозного образования является главной: "Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и научении Господнем", - говорит Иоанн Златоуст.

Наша работа охватила широкий круг вопросов, раскрывающих опыт православной педагогики в понимании процессов познания, обучения, воспитания, целомудрия как нравственной основы воспитания, роли учителя в реализации педагогических прнципов, значения семьи в процессе воспитания и обучения. В поле деятельности вошли творения святителя Иоанна Златоустого.

Этот опыт вполне может быть использован при построении современной православной школы, семьи на началах духовности и нравственности. Педагог-христианин найдет здесь все необходимое, близкое по духу, сохранившее традиции, христианское понимание задач воспитания, основы для построения педагогической теории.

Труды Иоанна Златоустого - это кладезь педагогической премудрости не только для христианской педагогики, но и для светского образования. Проблема нравственного воспитания, вопросы о месте семьи, учителя в жизни ребенка, построение педагогического процесса во многих аспектах их рассмотрения в трактовке святителя вполне приемлемы и применимы в нехристианской педагогике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Азбука православного воспитания. Сборник. - М., 1997.

2.Беляев Варнава, епископ. Основы искусства святости. (Опыт изложения православной аскептики). - Нижний Новгород: Изд.: Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1995.

3.Бычков О.И. Образование - от слова образ // Воронежский епархиальный вестник. - 1995. - N7-8.

4.Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. - М., 1845-1848. Ч.7; Творения: В 3 т. - СПб., 191. - Т.1-2.

5.Воспитание детей. Отечник. - М., 1997 - N2.

6.Григорьевский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. - Архангельск, 1902.

7.Григорий Богослов, свт. Творения. - М., 1889. - Ч.4.

8.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1981-1982. - Т.1-4.

9.Дернов А.А., протоиер. Методика Закона Божия. Учебное пособие. - СПб., 1913.

10.Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1993.

11.Зеньковский В.В. Педагогика. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт - М., 1996.

12.Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. - СПб., 1898, Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

13.Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея ЕВангелиста. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1993.

14.Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

15.Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1993.

16.Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. - СПб., 1898-1906. Т.3, Т.10, Т.11, Т12.

17.Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. - Т.1. - Кн.1. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1991.

18.Иоанн Лествичник. Лествица. - СПб., 1995.

19.Каледа Г., протоиер., проф. Домашняя Церковь (Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях). - М., 1997.

20.Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М.5 ИТП и МИО РАО, 1994.

21.Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX-XX вв. - М., 1996.

22.Куламзина С.С. Наша Церковь и наши дети. - 2-е изд. - Составление, вступительная статья и пер. с англ. С.С.Бычкова. - М.: Мартис, 1994.

23.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998.

24.Николаев Б. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения святой Православной церкви // К свету. - 1993. N9-10.

25.Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие.) - М.: Даниловский благовестник, 1997.

26.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов /под ред. Н.Ю.Шведовой. - 23-е изд. - М.: Русский язык, 1991.

27.Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей.­- М.: Даниловский благовестник, 1997.

28.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр Владос, 1996.

29.Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М., 1996.

30.Розанов В.В. В мире неясного, нерешенного. - М., 1995.

31.Российская педагогическая энциклопедия.

32.Роуз Серафим, иером. Православное мировоззрение // Воронежский епархиальный вестник. - 1995. - N5-6.

33.Русская религиозная антропология. - Т.1: Антология /Сост., общ. ред. предисл. и прим. Н.К.Гаврошин. - М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997.

34.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов С.Н. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997.

35.Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М., 1996.

36.Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. Книга для учителя. - М., 1989.

37.Тростников В.Н. Воспитание безнравственности //Русский дом. - М., 1998. - N3.

38.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т.3. М., 1988.

39.Учение св. Златоуста о браке // Странник. - М., 1899. N12.

40.Феофан (Говоров) еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. - М., 1899.

41.Феофилакт Болгарский, архиеп. Святое Евангелие от Матфея с толкованием. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, "Новая книга", 1996.

42.Филарет (Дроздов), митроп. Нравственность христианина. М., 1991.

43.Церковь, дети и современный мир. - СПб.: изд-во "Новый город", 1997.

44.Четверикв С., протоиер. Путь чистоты (беседы священника с молодежью по вопросам пола). - м.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 1996.

45.Четвериков С., прот. Описание жизни блаженные памяти оптинского старца иеромонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. - Шамордина, 1912.

46.Что необходимо знать каждой девочке или Доверительные беседы о самом важном. - М.: Даниловский благовестник, 1998.

47.Что необходимо знать каждому мальчику. - М.: Даниловский благовестник, 1998.

48.Что необходимо знать каждой матери - М.: Даниловский благовестник, 1997.

49.Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов ­­и подвижников Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 1997.

50.Экономцев И. Православие, Византия, Россия. - М., 1992.