Смекни!
smekni.com

Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого (стр. 17 из 19)

В рамках религиозного воспитания немаловажная роль принадлежит чтению Священного Писания, "усердное и внимательное чтение которого, по мнению Иоанна Златоустого, озаряет таинственным светом, как солнце озаряет землю после ночного мрака". Слово Божие научает ребенка познанию Бога и любви к нему. Знакомство с христианскими первоисточниками реализуется через рассказы родителей и самостоятельное чтение детьми Священного Писания.

Святитель Иоанн дает своего рода методические рекомендации родителям, в частности, по организации бесед. Содержание бесед составляют Библейские рассказы, включающие примеры благочестивой жизни людей. организовывать беседы предлагается следующим образом: "Когда отдыхает ребенок от трудов учения, а душа охотно проводит время, слушая рассказы о прошлом, тогда говори с ним, отвратив его от всякого ребячества, ведь философа воспитываешь, борца и гражданина небес... и расскажи ему: "Вначале были двое детей и родителей..." [Отченик N2. Воспитание детей. - С.17]. Изложение должно быть интересным и доступным ребенку. "Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовлетворение и оно не утомляло его душу. По ходу изложения рассказа отцом ребенку предлагаются вопросы, где бы он смог проявить свое понимание рассказа, событий и поступков людей, дать им нравственную оценку.

Мать также принимает активное участие. "ПУсть и мать сидит рядом и в то время как душа ребенка образовывается такими рассказами, чтоб и она помогла этому и хвалила рассказываемое. Рассказы родителей носят обучающе-воспитывающий характер, они строятся в соответствии с принципами последовательности, доступности, прочности. Детям предлагается не весь материал, а только та его часть, которую ребенок способен усовить в данный момент. Выбор рассказов обуславливается возрастными особенностями детей, исходя из учета их интеллектуальных способностей, уровня развития, социального опыта. Например, родитель предлагает библейскую историю о Каине и Авеле. Описывая судьбу Каина, убившего своего брата, он использует следующие слова: "Этот же, убийца, скитался повсюду, многие годы терпя несчастья, живя в страхе и трепете, и много претерпел ужасного и каждый день был наказываем. Не простую, но чрезвычайную понес кару, ибо слышал от Бога, что в страхе и трепете будешь на земле".

"Ребенок, - обращает внимание родителей Иоанн Златоуст, - не знает, что это такое , но ты скажи ему, что подобно тому, как ты, стоя перед учителем и мучаясь ожиданием наказания, трепещешь и страшишься, так и он везде страшился Бога" [Воспитание детей, Отечник, N2. - С.19].

В изложении материала для обеспечения его доступности святитель предлагает следующие пути: от простого к сложному, от близкого, известного детям к далекому, от рассказов к практическому закреплению. Сначала предлагается материал, наиболее адаптированный для детского сознания - явления жизни, отношения между людьми, которые близки детскому опыту. Иоанн Златоуст рекомендует идти от простых рассказов к более сложным: "Так когда мы еще украшаем врата, то нуждаемся в тех более простых рассказах, теперь же когда войдя внутрь, воспитываем граждан, настает время и этих, более возвышенных рассказов" [Воспитание детей, Отечник N2. С.25]. Положительная роль рассказов закрепляется в практической деятельности- жизни ребенка и родителей.

Особенно важно посещение церкви в момент ­преподнесения рассказов и проведения бесед по ним. "Но и в церковь веди его, говорит Иоанн Златоустый, - и стремись привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ. И видишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнает наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее" [С.20]. То есть принципиально важное воспитательное значение имеют не сами по себе рассказы, а прочность усвоения знаний. Главное­- "насадить в душе ребенка", утвердить в разуме моральную значимость рассказов. Ребенок должен извлечь пользу из полученной информации, закрепить ее в своей практической деятельности. Разумное употребление таких рассказов в воспитательной деятельности христианских родителей способствуют достижению хорошего педагогического эффекта: И если одно это правило (извлеченное из рассказа) сможешь насадить в душе ребенка, не будет у тебя нужды в воспитателе, ибо этот страх перед Богом лучше всякого другого страха представится ребенку и потрясет его душу" [С.20], "станет и сам отец много лучше, в то время как учит этому, и сам себя будет воспитывать"[Воспитание детей. - Отечник. - N2. - С.20].

Педагогический процесс не ограничивается только религиозным воспитанием, но подразумевает и нравственное. Нравственное воспитание идет в единстве с религиозным. Христианские родители обязаны воспитывать детей в чистоте нравов, первое, что необходимо образовать - это сердце, так как оно - соредоточие нравственно-религиозной жизни. Воспитывать детей для Бога, ради спасения души значит прививать ему христианские добродетели. Под добродетелями понимаются положительные нравственные качества, обеспечивающие должностное поведение. К ним относятся любовь, скромность, верность, доброта, смирение, послушание, правдивость. "Давай ему (ребенку) великое, а не малое. Научи его любомудрствовать (то есть жить по-христиански). Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность - а не сила речи, дела - а не слова". Христианская нравственность - "опора нашей жизни", - утврерждает святитель Иоанн, это условие для достижения цели - спасения души, основа общественного и личного благополучия [Иоанн Златоуст, свт.Беседа 21-я на послание к Ефесянам. - С.186].

Наряду с религиозно-нравственным воспитанием родители несут ответственность за умственное воспитание. "Есть еще и другое, говорит Иоанн Златоуст, мы переходим к тому, что важнее всего. Что же это? Я имею в виду разум. Много труда, чтобы сделать его понятливым и излагать всякое неразумие. Ибо это в особенности наибольшая и удивительная часть любомудрия: знать то, что относится к Богу: Начало премудрости - страх Господень". Кроме того необходимо развивать мышление и память. "Установим и разовьем в нем такое рассуждение, чтобы понимал он человеческие дела: что значит богатство, слава, власть. Запечатлеем у него в памяти такой совет: "Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся никого другого" [Воспитание детей, Отечник N2. - С.28]. Таким образом, умственное воспитание подчинено религиозно-нравственному: разум - это свобода от страстей, а самое высшее проявление ума - наличие Страха Божиего, позволяющее иметь должное и правильное суждение о человеческих делах.

В сферу семейного воспитания входит обязанность формировать у детей эстетические чувства и переживания. "Есть и другие врата­- врата глаз, так как благодаря им душа открывается небу и обладает красотой. Покажи ему другую красоту и туда возведи глаза его, например, небо, солнце, звезды, земные цветы, луга, красоту книг, пусть наслаждается он видом всего это" - предлагает Иоанн Златоуст. Через восприятие природы, явления, предметов происходит эстетическое воспитание, дающее ребенку возможность понимать и оценивать прекрасное, стремиться к красоте и созидать ее внутри себя.

Таким образом, на основе исследования работ святителя Иоанна Златоустого, касающихся семейного воспитания, можно сделать следующие выводы: постановка воспитания и обучения в православной семье соответствует Евангельскому и Апостолскому учению. В православной семейной традиции четко определены цели, задачи, принципы, методы и приемы воспитания. Содержание педагогического процесса в семье включает широкий спектр сторон развития ребенка: религиозное, нравственное, умственное, эстетическое. Предлагаемые в качестве основополагающих принципы разумной любви к ребенка и приоритета духовного над естественным позволяют обеспечить единство содержания воспитания и обучения в семье. Аспекты педпроцесса взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены одной цели - спасение души через раскрытие образа Божия в ребенке. Ряд особенностей православной семьи: незыблемый авторитет родителей, утвержденный на основе их личностных качеств, поведения, постоянного стремления к совершенствованию; атмосфера в семье, основанная на послушании и взаимоуважении ее членов, интерес родителей к внутренней и внешней жизни ребенка, уважение к к детской личности, учет желаний, потребностей в сочетании со строгостью, требовательностью, направленность на воспитание "человеческого", нравственного в ребенке, учет его индивидуальности и, наконец, сознание родителями воспитания детей как величайшего долга представляет интерес для современной педагогики семейных отношений, является подспорьем для построения современной семьи.