Смекни!
smekni.com

Законодательная власть. Зарубежный парламент (стр. 9 из 16)

Очень важное место среди финансовых полномочий принадлежит налоговым полномочиям. Налоги – это самая чувствительная часть финансовых прав парламента, потому что налоги платят все, и все заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, заплатить налогов меньше, а с другой стороны, получать какую–то поддержку государства за счет налогов. Установление налогов в большинстве стран – исключительная компетенция парламента, и в некоторых случаях это подчеркивается специальными статьями конституции.

Полномочия в области внешней политики

В этой сфере у парламента меньше возможностей, чем у исполнительной власти. Полномочия в области внешней политики – внепарламентские связи и отношения, когда члены парламента общаются с парламентариями других стран, вырабатывают общие точки зрения, выясняют спорные отношения, заседают в различных межпарламентских союзах и ассоциациях и т.д.

Однако наиболее важной стороной этой деятельности является ратификация международных договоров и соглашений. Международные договоры подписывает исполнительная власть в лице главы государства либо главы правительства, но право ратификации и денонсации этих договоров и соглашений очень важный рычаг воздействия на правительство.

Ратификация означает обсуждение уже принятого договора и голосование за его утверждение – если необходимые голоса не будут поданы, этот договор не будет утвержден. Хотя, в последние десятилетия в ряде стран выработан довольно специфический подход, суть которого в том, что парламенты утверждают только важные международные договоры и соглашения. Вопрос о том, какие договоры являются особенно важными, а какие менее важные – в ряде случаев решает исполнительная власть. Правда, в некоторых странах парламент при необходимости, при проведении соответствующего решения, может проголосовать за то, чтобы поставить на ратификацию любой договор, даже если правительство отнесло его к категории не самых важных.

В ряде стран парламент может лишь одобрить или отклонить договор. В некоторых странах парламент может внести какие–то дополнения, поправки либо оговорки. В некоторых странах договор может быть одобрен частично, т.е. в какой-то части одобрен, а в какой-то признан несоответствующим интересам страны. Конечно, там, где есть такой дифференцированный подход, там права и возможности парламента шире, чем у такого парламента, который говорит либо «да», либо «нет».

Практически всегда процессу ратификации подлежит договор, который каким–то образом влияет на конституцию или какие–то иные важные нормы права, либо такой договор, который связан с денежными выплатами, компенсациями, другими расходами в пользу иностранных государств. Всегда ратифицируются парламентами договоры, которые предусматривают изменение территориальной принадлежности части территории страны: присоединение, уступка территорий. В любом случае, эти вопросы всегда ратифицируются.

Самая активная роль в данной сфере принадлежит, пожалуй, верхней палате США – Сенату. Сенат при ратификации международных договоров может вносить любые поправки и дополнения в текст договора или соглашения, в результате чего может придать некое обратное значение той или иной норме, т.е. роль американского парламента в этом процессе очень велика. Национальное собрание Франции может сказать только «да» или «нет».

Парламент может обсуждать основные направления внешнеполитической деятельности правительства, согласиться или не согласиться с какими–то действиями во внешнеполитической деятельности.

К сфере полномочий международных дел и внешней политики относят также вопросы объявления войны и заключения мира. Это очень исключительная сфера, и она, как правило, решается всеми органами: и исполнительной властью, и законодательной. Но окончательную точку в таких конфликтных вопросах ставит парламент, принимая закон либо иной акт о заключении мира либо об объявлении войны.

Важной частью полномочий парламента являются полномочия в области формирования государственных органов, в сфере назначения либо избрания должностных лиц, либо участие в выборах и назначении должностных лиц. Парламенты в этой области имеют достаточно широкие полномочия. Например, в парламентских республиках (монархиях) парламенты утверждают назначение на должность главы правительства – премьер-министра. В некоторых случаях это считается назначением, в некоторых – избранием. Так или иначе, проводится голосование, и лицо, получившее поддержку парламента, становится во главе исполнительной власти. Таким образом, избирается канцлер ФРГ, премьер-министры Италии, Голландии и главы правительства многих других стран.

В ряде стран парламенты выбирают главу государства либо участвуют в выборах главы государства. Так, например, ст.54 конституции ФРГ предусматривает выборы Президента Федеральным Собранием. А Федеральное Собрание состоит из членов Бундестага, т.е. нижней палаты немецкого парламента, и такого же числа членов избираемых народными представительствами земель.

Конституция Италии также предусматривает избрание Президента парламентом. Статья 83 итальянской конституции предусматривает, что президент Итальянской Республики избирается парламентом на совместном заседании его членов. В выборах участвуют по три делегата от каждой области. Парламент Чехии избирает Президента на совместном заседании обеих палат.

Порядок избрания президента парламентом, естественно, предусмотрен конституциями парламентских республик. Однако есть случаи, когда возможно избрание президента даже в президентской республике при помощи парламента. Так, например, поправки 12–я и 20–я конституции США предусматривают такой вариант, что, если ни один из кандидатов в президенты не получит абсолютного большинства голосов выборщиков, то Палата представителей будет избирать президента из 3-х кандидатов с наибольшим числом полученных голосов. А если не будет избран Вице-президент, то Сенат будет избирать Вице-президента из двух кандидатов. Правда, возможность применения такого порядка представляется достаточно абстрактной и умозрительной, однако, американцы, на всякий случай, подстраховались и предусмотрели это в поправках к конституции.

Парламенты очень часто принимают участие в формировании судебной власти, а именно: избирают или назначают высших судей. В Германии и верхняя, и нижняя палаты – Бундестаг и Бундесрат – избирают равное число судей конституционного суда ФРГ. Согласно венгерской конституции, однопалатный венгерский парламент избирает судей Конституционного суда и председателя Верховного суда. Такой порядок, когда парламент избирает часть, половину или полностью судей верховных судов, конституционных судов – это достаточно распространенное правило. В Болгарии и Италии, например, парламент избирает 1/3 судей конституционных судов. В США Сенат принимает участие в избрании (или назначении) Верховного суда. По американским правилам, членов Верховного суда назначает президент, однако они не могут стать членами Верховного суда без согласия Сената. Точная формула гласит «без совета и согласия Сената». Согласие получается путем голосования. Это специальная процедура, без которой ни один кандидат не может стать членом Верховного суда, поскольку Сенат окончательно утверждает (избирает) кандидатуру, предложенную президентом.

Наконец, нужно отметить, что самая естественная компетенция парламента – избрание должностных лиц парламента. Парламенты избирают руководителей своих палат, спикера или председателя палаты, избирают заместителей председателя палаты, избирают руководящие органы, председателей комитетов или комиссий. Это тоже входит в круг компетенций или полномочий палат парламентов или парламента вообще.

Судебные функции

Парламент обладает как общими, так и специальными судебными функциями. Как понимать эту терминологию? По нашему мнению, общие судебные функции – это осуществление нормальных судебных полномочий. Так, например, Палата Лордов Великобритании считается высшей судебной инстанцией, т.е. инстанцией, которая окончательно принимает решения по конкретным уголовным и гражданским делам. В некоторых случаях она выступает даже как суд первой инстанции. Это касается дел пэров, т.е. дел о преступлениях, которые совершили пэры – члены Палаты Лордов. Председатель Палаты Лордов – Лорд-канцлер – считается главой всей судебной системы и одновременно – Министром юстиции. Естественно, что такие решения принимает не вся палата, а специальный комитет палаты по апелляциям, который был образован в 1844 году. С 1876 года там заседают специальные лорды права или лорды по апелляциям. Сначала их было несколько человек, а затем их число увеличилось. Лорды по апелляциям – это опытные юристы, которые назначены лордами для того, чтобы выполнять судебные функции. Они заседают в комитете по апелляциям вместе с Лордом-канцлером, его предшественниками на этой должности и несколькими другими пэрами, которые в прошлом выполняли судебные функции в высших инстанциях британской судебной системы. Все эти люди и образуют комитет по апелляциям, который является высшей судебной инстанцией. Решения, принятые этим комитетом, утверждаются затем всей палатой. Обычно это формальное утверждение. Лорды права (лорды по апелляциям), когда уходят на пенсию, остаются пожизненно членами Палаты Лордов. В 1989 году всех лордов права вместе с пенсионерами было 22 человека. Эти «правовые» лорды обычно не принимают активного участия в заседаниях и других формах работы палат, они занимаются только судебными функциями.