Смекни!
smekni.com

Правовая защита сотрудников ОВД, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (стр. 4 из 17)

b. Грозящая опасность должна быть неустранима другими средствами;

c. Причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Однако при крайней необходимости вред может быть причинен не только посягающему лицу, но и третьим лицам. Важным является тот факт, что крайняя необходимость не всегда освобождает лица от гражданско-правовой ответственности статья 1067 Гражданского кодекса РФ.[17]Возможна долевая ответственность, в том случае, когда причинитель вреда действовал в интересах других лиц. Суд также вправе частично либо полностью освободить этих лиц или одного из них от обязанности по возмещению вреда.

Отличием крайней необходимости от необходимой обороной является и возможность причинения вреда третьим лицам. В данном случае так же не может быть допущено превышение пределов крайней необходимости.

Применительно сотрудникам ОВД крайняя необходимость применяется на основании статьи 24 закона «о милиции». В УК РФ уточнений касательно круга лиц, в отношении которых применяется данное обстоятельство не указанно в отличие от необходимой обороны.

В случае причинения вреда сотрудником ОВД, в состоянии крайней необходимости, его действия не будут являться преступными. Применение сотрудниками ОВД физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии крайней необходимости будет считаться правомерной, если при этом не было допущено превышений пределов крайней необходимости. А именно причиненный вред не может превышать или быть равный вреду, который мог быть причинен преступным посягательством. Важным является то, что в постановлении пленума верховного суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14 сотрудник ОВД может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления в состоянии крайней необходимости в случае нарушения оснований и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Обоснованность данного положения рассматривается в предыдущем параграфе.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий, совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Причинение вреда в состоянии крайней необходимости можно причинить третьим лицам. Так в соответствии с пунктов 8 абзацем 1 статьи 14 закона «о милиции» сотрудник милиции имеет право использовать специальные средства для остановки транспортного средства(«Еж», «Диана», «Гарпун» и другие). Запрещается использовать данные средства в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях. В случае применения указанных специальных средств причиняется материальный ущерб собственнику транспортного средства. В случае причинения значительного ущерба собственнику транспортного средства сотрудник ОВД может быть привлечен к уголовной ответственности по части 1 статьи 167 УК РФ. Однако его действия могут попадать могут быть квалифицированны как действия в состоянии крайней необходимости, например при остановке транспортного средства, с целью остановки, когда водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, то есть может совершить преступное деяние, предусмотренное 264 статьей УК РФ. В данном случае сотрудник ОВД не будет привлечен к уголовно-правовой ответственности, однако ОВД, может быть, подвергнут гражданско-правовой ответственности за причинение вреда должностным лицом.

С одной стороны это абсурд, но с другой стороны, третьему лицу, которому был причинен вред, необходимо возместить ущерб. Когда есть лицо виновное в возникновении опасности, то необходимо взыскивать ущерб с виновного. Однако не редко виновных в возникновении данной ситуации нет, например поведение животного. В соответствии с пункт 2 части 2 статьи 15 закона «о милиции» разрешается использовать огнестрельное оружие для обезвреживания животного, которое непосредственно угрожает жизни и здоровью граждан. В данном случае убив животного, причиняется ущерб его хозяина, который не может быть виновен в создании угрозы от животного, а ущерб возмещать необходимо.

В статье 1067 ГК РФ указывается на возможность взыскания части или всего ущерба от лица, в интересах которого действовало лицо причинившее вред. Но в состоянии крайней необходимости можно причинять вред, защищая интересы общества, но общество не может быть ответчиком за причиненный вред.

В статье 1069 ГК РФ возмещению подлежит только вред причиненный незаконными действиями сотрудников органов государственной власти. Значит, если сотрудник действовал в рамках закона, в данном случае, так же имеются, веду должностные права и обязанности, ни с ОВД, ни с сотрудника ОВД.

Исходя из вышесказанного, у сотрудников ОВД имеется право причинения вреда в состоянии крайней необходимости. Однако вред причиненный сотрудником ОВД в состоянии крайней необходимости будет возмещаться ОВД единолично, совместно с лицом (лицами) в чьих интересах действовал сотрудник ОВД, или будет частично или полностью освобожден судом от возмещения вреда. Взыскиваться возмещение ущерба с ОВД будет в том случае, если сотрудник ОВД исполнял свои должностные полномочия. В соответствии со статьей 18 закона «о милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности на всей территории РФ не зависимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан принимать меры к спасению людей, предотвращению преступлений и правонарушений, задержанию лиц. Исходя из этого, если сотрудник милиции причинил вред, в состоянии крайней необходимости принимая меры к спасению людей, то он находился при исполнении должностных обязанностей, а, следовательно, вред будет взыскиваться с ОВД.

3. Причинение вреда при задержании лица совершившего преступление.

Не считается преступлением причинение вреда лицу совершившему преступление, при его задержании с целью доставления в органы государственной власти и пресечение возможности совершения им новых противоправных действий, если иными средствами задержать такое лицо не представляло возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

Необходимо различать виды задержаний:

1. Уголовно-правовое задержание предполагает физический захват - поимку и доставление лица, совершившего преступление, в орган государственной власти.

Такое задержание осуществляется в процессе охраны общественного порядка, например, при непосредственном наблюдении факта преступления, либо в ходе всевозможных рейдов в общественных местах.[18] Физический захват – это средство, позволяющее сотрудникам ОВД, или другим лицам пресечь преступление. Зачастую захват производится до возбуждения уголовного дела гражданами или работниками милиции, не уполномоченными на производство уголовно-процессуальной деятельности, например, бойцами отряда милиции особого назначения, а также в ходе оперативно-розыскной деятельности. Порядок захвата и доставления лица, сотрудниками ОВД, заподозренного в совершении преступления, регламентируется пункт 260уставом патрульно-постовой службы милиции[19].

Ключевым отличием от уголовно-процессуального задержания наличие такой цели как доставление преступника в органы государственной власти. Если данная цель не была достигнута, то такого обстоятельства исключающего преступность деяния как задержания лица совершившего преступления нет. Данное деяние может быть расценено как необходимая оборона или крайняя необходимость.

2. Уголовно-процессуальное задержание - это мера уголовно-процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Целями уголовно-процессуального задержания являются: выяснение причастности к преступлению подозреваемого разрешение вопроса о заключении под стражу.

3. Административное задержание - не связано с совершением преступления и не применяется в сфере уголовного процесса. Оно производится в случае нарушения общественного порядка или невыполнения законных требований сотрудников милиции при совершении проступка, то есть виновного общественно-вредного деяния, влекущего административную ответственность.

Основанием для применения административного задержания гражданина служит, например, установление порядка в общественных местах, либо установление личности правонарушителя. Срок административного задержания не может превышать 3 часов.

В основе разграничения уголовно-правового и административного задержания лежит характер правонарушения, его общественная опасность и цель задержания.

Задержание лиц совершивших преступление – одна из основных задач ОВД, обязанность и право сотрудников ОВД. Однако уголовно-правовое задержание может производить любое лицо, а не только сотрудники правоохранительных органов. Но только сотрудникам ОВД прямо законом предоставлено право использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружия для задержания лица совершившего преступление.

К условиям правомерности относятся:

1. Задерживать путем причинения вреда можно только лицо совершившее преступление. Вред причиняется только данному лицу. В данном случае им признается, лицо Задержание может быть предпринято в отношении лица, застигнутого при совершении преступления или непосредственно после его совершения; лица, на которое очевидцы укажут как на исполнителя преступления; лица, на котором, или на его одежде, или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.[20] Когда оно пыталось скрыться или оказывало сопротивление.