Смекни!
smekni.com

Понятие и виды следственных действий 5 (стр. 4 из 9)

О производстве выемки составляется протокол, который подписывают следователь, понятые и другие участники этого следственного действия.

Протокол должен содержать указание на разъяснение участникам выемки их прав, отражать ход и результаты этого следственного действия.

2.3. Задержание подозреваемого по подозрению в совершении преступления.

В учебной литературе по уголовному процессу и криминалистике задержание подозреваемого иногда исключается из числа следственных действий, производимых при предварительном расследовании, либо рассматривается как следственное действие, которое непосредственно не устанавливает доказательств.

Более точной является точка зрения, позволяющая считать удержание подозреваемого одним из следственных действий и характеризовать его не только как меру процессуального принуждения, но и как самостоятельный способ получения доказательств.

Рассматривая задержание подозреваемого как кратковременное лишение свободы, необходимо иметь в виду, что его основания, закрепленные в протоколе, являются фактическими обстоятельствами, которые имеют существенное доказательственное значение. Надо отметить, что целью задержания не может служить лишь стремление получить доказательства: на первое место выдвигается более существенный интерес правосудия — лишить подозреваемого возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, продолжать преступную деятельность. Важно отличать задержание подозреваемого, которое регулируется уголовно-процессуальиым законодательством, от административного задержания и заключения под стражу.

Административное задержание лица не связано с совершением преступления, а вызывается необходимостью, например, установления личности, пресечения правонарушения. В некоторых случаях лица, задержанные в административном порядке, могут вслед за тем подвергнуться уголовно-процессуальному задержанию, если, для этого появятся основания.

От применения меры пресечения — заключения под стражу задержание подозреваемого отличается по нескольким признакам. Во-первых, задержание нередко предшествует избранию меры пресечения и никогда не заменяет ее собой. Во-вторых, в качестве процессуального принуждения задержание может применяться только при производстве дознания и предварительного следствия. Мера же пресечения применяется как при проведении предварительного расследования, так и на любой из судебных стадий уголовного процесса вплоть до вступления приговора в законную силу. В-третьих, задержанию подлежит только подозреваемый, мера же пресечения применяется к обвиняемому и лишь в исключительных случаях -— к подозреваемому. В-четвертых, срок содержания обвиняемого под стражей в виде меры пресечения может быть продлен в установленном порядке, а срок содержания подозреваемого под стражей при его задержании не продлевается.

Различается, кроме того, процессуальный порядок задержания и избрания меры пресечения.

Значение задержания как следственного действия весьма велико: если оно своевременно, точно соответствует требованиям закона, то, с одной стороны, представляет следствию важные доказательства, с другой — лишает подозреваемого возможности скрыться, с третьей — позволяет следователю тщательно допросить задержанное лицо об обстоятельствах совершения преступления.

2.4. Допрос и очная ставка.

Допрос свидетелей и потерпевших. Допрос — одно из наиболее распространенных следственных действий. Сущность его состоит в получении следователем от допрашиваемого сведений о событии преступления, лицах, его совершивших, характере и размере ущерба, причинах и условиях как побудивших к преступлению, так и способствовавших его совершению, а также о других обстоятельств, имеющих значение для дела. Поскольку допросы свидетеля и потерпевшего в процессуальном отношении имеют много общего, является возможность рассмотреть эти действия одновременно. C момента официального вызова лица для допроса в качестве свидетеля (потерпевшего) оно наделяется совокупностью процессуальных прав и обязанностей, а также вступает в уголовно-процессуальные отношения с соответствующими органами государства.

Очная ставка – одновременный допрос двух лиц, для устранения существенных противоречий, обнаружившихся в данных ими ранее показаниях. Указанное следственное действие направлена на выяснение истины. Правомерность этого следственного действия устанавливается лишь в двух случаях. Во-первых запрещается вызывать на очную ставку лиц, ранее не допрошенных. Во- вторых, в показаниях этих лиц должны быть установлены существенные противоречия. При решении вопроса о том, являются ли выявленные противоречия существенными или нет, учитываются характер совершенного преступления, значимость показаний каждого из ранее допрошенных, степень детализации при изложении конкретных фактов.

2.5. Предъявление для опознания.

Сущность предъявления для опознания состоит в том, что опознающий мысленно сравнивает предъявленные ему объекты с тем, который он видел раньше, и по определенным приметам и особенностям устанавливает их тождество или различие.

Основания предъявления для опознания определены ст. 164 ПК РСФСР, установившей, что в случае необходимости следовать может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Причем опознающие предварительно должны быть допрошены об обстоятельствах, при которых они наблюдали соответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым они могут провести опознание.

Необходимость в производстве этого следственного действия вникает в случаях, когда опознание или не опознание лица имеет значение для дела. Разумеется, надобности предъявлять для опознания, к примеру, лицо, хорошо известное опознающему, или предмет, который он раньше видел.

Соблюдение требования закона о предварительном допросе опознающих способствует установлению истины. Так, выяснение обстоятельств, при которых воспринимался определенный объект, позволяет следователю организовать предъявление для опознания условиях, максимально приближенных к действительным. Это, в первую очередь, способствует повышению доказательственного изучения полученных результатов. При допросе, кроме того, требуется подробно выяснить приметы и особенности, присущие конкретному объекту. Зная отличительные признаки лица или предмета, следователь может подобрать соответствующие объекты. В ходе допроса нужно обязательно выяснить, может ли допрашиваемый опознать лицо (предмет), приметы и особенности которые он сообщил, среди других лиц (предметов).

• Предъявление для опознания производится не в форме допроса, а путем предъявления опознающему нескольких схожих по внешности или однородных объектов для того, чтобы он узнал среди них ранее наблюдаемый им объект, связанный с обстоятельствами совершенного преступления. При этом факт опознания объекта, могущий иметь силу доказательства, следователь воспринимает непосредственно своими органами чувств, в то время как при допросе обстоятельства дела воспринимаются им лишь посредством показания допрашиваемого лица. Поэтому предъявление для опознания является способом получения доказательства не в форме устного показания допрашиваемого лица, а в форме протокола следственного действия (ст. 87 УПК РСФСР).

Лиц, предъявляемых для опознания, можно условно разделить на две категории. К первой относятся опознаваемые. Сведения о них, как объектах наблюдения в прошлом, всегда предположительны. Ко второй категории относятся лица, среди которых предъявляется опознаваемое лицо. Будучи незаинтересованными, добровольными помощниками следователя, они по своему правовому положению напоминают понятых. Однако понятой не может одновременно являться лицом, предъявляемым для опознания.

В соответствии со ст. 164 и 165 УПК РСФСР объектами, предъявленным для опознания могут быть, живые линя, трупы, предметы. При невозможности предъявления лица закон допускает проведение опознания по его фотокарточке. Кроме того, в специальной литературе указывается, что к объектам опознания относятся животные, рукописные тексты, строения, участки местности, объекты на местности и др. Возможно предъявление для опознания по голосу, а также по динамическим признакам (по­ходке, осанке и т. п.).

2.6. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте.

В процессе расследования довольно часто применяется экспериментальный метод познания. Его содержание составляют опытные действия. Экспериментальный метод выступает как частный ; прием при производстве некоторых следственных действий (например, обыска, предъявления для опознания) или как этап исследования (при производстве экспертизы

Термин «воспроизведение» не следует понимать буквально, поскольку нельзя воспроизвести (в точном смысле этого слова) то же самое явление, событие или действие. Речь может идти лишь о сходстве. Чем большего сходства мы достигаем — и в совершаемых опытных действиях, и в создании условий, в которых протекали проверяемые действия, — тем точнее полученный результат будет соответствовать проверяемому. Фактические же данные установленные при выполнении следственного эксперимента, будут оцениваться так же, как и любые другие доказательства: лишь в совокупности со всеми имеющимися по делу.

Следственный эксперимент довольно успешно применяется органами предварительного расследования. Однако анализ практики показывает, что во многих случаях, когда следственный эксперимент является весьма желательным, следователи не проводят его, стремясь получить недостающие доказательства при помощи других процессуальных действий. Такое положение может быть объяснено разными обстоятельствами. Следственный эксперимент относится к числу наиболее сложных процессуальных действий. Зачастую при его проведении следователи встречаются с немалыми трудностями организационного характера (определение необходи­мого места, времени, выбор участников, технических средств и т. д.). Кроме того, результаты эксперимента далеко не всегда приводят к бесспорным, категорическим выводам. Вместе с тем при расследовании значительного количества преступлений следственный эксперимент бывает иногда незаменимым средством получения доказательств.