Смекни!
smekni.com

Шрифты и их роль в печатных изданиях (стр. 4 из 11)

Набор разными шрифтами использовали при издании трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский», где шрифтовые акцентировки текста подчеркивали декламационное начало стиха. Эксперименты с экспрессивным набором продолжились в 1910 — 1920 годах в Тифлисе группой художников и поэтов, где центральной фигурой был И. Зданевич. Он выделял прописными или жирными литерами ударные гласные. Кроме того, Зданевич пытался разрушить линейное течение слова, выстраивая усложненные системы наборных знаков. Прямыми наследниками футуристической школы стали художники-конструктивисты, в чьих работах получило дальнейшее развитие активного отношения к наборному материалу, свобода экспрессивных плакатов, композиций, использование крупных афишных шрифтов, предпочтение гротесков с их простотой шрифтового рисунка, отказ от орнаментации, усиление активности заголовков, широкое применение жирных линеек в целях членения и акцентировки текста, нарушение традиционной симметрии, использование флагового набора.

- В рекламе:

Применительно к рекламным сообщениям термин «чтение» имеет несколько иное, чем по отношению к печатной странице, значение. Если иметь в виду страницу печатного текста, то определенные впечатления и атмосфера создаются всей полосой набора и усиливаются впечатлениями от макета и комбинации шрифтов. В рекламе же все элементы, которые могут способствовать приданию образу формальной или внутренней ценности концентрируются в нескольких словах. Задача дизайнера — выразить и в форме и в содержании рекламного сообщения положительное ассоциативное значение. Таким образом, шрифт — тот самый визуальный компонент, который еще до прочтения рекламного послания может сообщить реципиенту определенную информацию.

В шрифтовом дизайне рекламы огромную роль играет цвет. Еще в рукописных книгах инициалы и заставки выполнялись киноварью и суриком. Русская книга (в отличие от западноевропейской) была «цветоносна». Цвет использовался не только в иллюстрациях, заставках, концовках и инициалах; красная краска широко применялась и в тексте.

Цвет имеет психологический язык и создает определенное настроение, влияя, таким образом, на человеческие эмоции. Рекламисты сегодня активнейшим образом используют возможности цвета, т.к. для современного человека он несет огромный заряд эмоциональной, политической, социальной, эстетической и «нравственной информации».

Использование цвета в рекламе должно подчиняться следующим принципам. Во-первых, необходимо учитывать цветовую культуру народа. Во-вторых, оцвечивание рекламного текста и фона должно соответствовать требованиям удобочитаемости. В-третьих, необходимо учитывать сочетание цвета и шрифтовой гарнитуры, ее формы, пластики и исторического значения.

Шрифт как основной инструмент отражения речи является одним из важнейших и древнейших средств коммуникации, обязательно выполняет коммуникативную функцию — функцию передачи информации от одного индивида другому. Для реализации коммуникативной функции практически не важны гарнитура и цвет шрифта, но важен кегль. Шрифт мелкого кегля трудно прочесть, а значит, затруднен и сам коммуникативный акт, равно, как затруднено прочтение текста из-за неразборчивого почерка. Другим фактором непрочтения напечатанного текста может являться типографский брак: «марашки», непропечатка текста и т.д. Таким образом, для реализации коммуникативной функции достаточно набрать передаваемый реципиенту текст кеглем не менее трех пунктов (этого размера шрифта достаточно для того, чтобы прочесть напечатанное хотя бы при помощи лупы). Мелкий кегль замедляет и усложняет коммуникативный акт, и, в конечном счете, последний может стать односторонним: реципиент так и не сможет (или не захочет) усвоить информацию, посланную неким автором. Коммуникативная функция — самая универсальная, ведь любая буква является носителем информации: как вербальной, так и визуальной.

Примером тому могут служить две буквы М, обозначающие совершенно разные понятия: Московский метрополитен и «Макдональдс». Графемы заглавных букв «М» в кириллице и латинице выглядят одинаково, более того, и в русском и в английском языках эти графемы обозначают одну и ту же фонему. И только благодаря различным буквам, с их историческими и социо-культурными наслоениями, эти знаки (ставшие уже иконическими) означают диаметрально разные понятия. Таким образом, красное «М» (метро) и желтое «М» («Макдональдс») абсолютно тождественны как знаки конвенциональные, но противоположны — как знаки иконические. Они несут различный эмоционально-психологический импульс и имеют различное значение.

Эффект выразительности художественного произведения достигается при помощи тропов (фигур, рождающихся на стыке двух языков). Шрифтовые тропы могут усилить тропы и фигуры словесные. Эффект метафоры возникает в результате контраста межу обычным и необычным, где первое является фоном для второго. Воздействие метафоры достигается умелым применением стратегии такого столкновения. Чтобы вызвать возбуждение или акцентировать внимание реципиента, рекламисту необходимо попытаться создать яркий зрительный образ, что можно сделать при помощи шрифта, дополнив словесный текст визуальными ассоциациями. «Образ шрифта, — по определению С. Б. Телингатера, — это тоже мысль, только выраженная художественными специфическими средствами». Так, художники, иллюстрируя текст о войне, воссоздают надпись в виде языков пламени красно-оранжевого цвета, а заголовок стихотворного сборника о природе украшают зелеными листьями, как бы растущими из букв.


IIСравнительная характеристика программ по созданию шрифтов CorelDRAW и Photoshop

2.1 Программы по созданию шрифтов

Тема графические редакторы обширная и интересная, графических редакторов существует огромное количество. Начинающему пользователю ПК достаточно для начала понимать разницу между векторными графическими редакторами и растровыми графическими редакторами. Кроме того существуют графические редакторы, которые совмещают в себе способности векторных графических редакторов и растровых графических редакторов.

Есть программы просмотра векторной или растровой графики, в которых присутствуют простейшие функции преобразования и редактирования графических файлов, это не графические редакторы, а лишь программы для просмотра отдельно векторных и отдельно растровых изображений.

Графические редакторы подбираются в зависимости от целей и объемов вашей работы с изображениями:

Лучшим векторным графическим редактором для дизайна является CorelDraw;

Лучшим векторным графическим редактором для технического черчения является AutoCAD;

Лучшим векторным графическим редактором для строительного черчения является ArchiCAD;

Лучшим векторным графическим редактором для 3D моделирования и анимации 3DStudioMax;

Лучшим растровым графическим редактором для обработки художественных фотографий является AdobePhotoshop;

Лучшим растровым графическим редактором для обработки обычных фотографий является AdobePhotodeluxe.

Я перечислил те графические редакторы, с которыми сам работал и выбрал именно эти графические редакторы из тех, с которыми мне довелось познакомиться. Приведенный выше список примите в качестве моей рекомендации, когда будете подбирать для себя графические редакторы.

Графических редакторов существует очень много. Есть мощные профессиональные программы, как например, Corel draw, Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, 3D Studio – как правило, очень большие с массой вспомогательных программ (за что их еще называют графическими пакетами). Есть более простые и более компактные (например, PhotoFinish). А есть и совсем простые, вроде Paintbrush и Paint (из стандартного состава Windows и Windows 95) или MS Draw (из комплекта Word for Windows 2.0).

Графические редакторы делятся на два главных типа - растровые графические редакторы (или битмэповые) и векторные графические редакторы.

Битмэповые (от bitmap - битовая карта) графические редакторы рисуют изображение по точкам, т. е. для каждой точки картинки отдельно задан ее цвет (PhotoPaint, PhotoShop, PhotoFinish, Picture Man, Paintbrush). Векторные графические редакторы (Corel Draw, Adobe Illustrator, MS Draw) рисуют сразу целую линию - дугу, отрезок прямой, а кривые представляются как совокупность таких дуг и отрезков. Это совершенно разные способы кодирования изображений, и перевод файлов из одной формы в другую — достаточно сложная проблема (как для тех, кто пишет программы-перекодировщики, так и для пользователей - если они попытаются воспользоваться плодами такого перевода).

У каждого из этих типов графических редакторов свои достоинства и свои недостатки, свои области применения - так, векторные графические редакторы позволяют проделывать очень сложные трансформации формы рисунка, сжатия и растяжения, любые изменения размера, преобразования контуров, в них возможны повороты любого элемента рисунка на любые углы без искажения формы и, наоборот, искажения любых видов: превращение квадратного рисунка в круглый, цилиндрический, криволинейный - в какой угодно. В них очень хорошо именно рисовать, сочетать изображения с разного рода надписями, произвольным образом размещенными (по дугам или иным кривым, под любыми углами). Но для обработки фотоизображений они непригодны. Используют их при изготовлении всех видов эмблем и товарных знаков, при верстке любой сложности.