Смекни!
smekni.com

Культура эпохи Елизаветы Петровны (стр. 10 из 16)

В данной программе тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» также не рассматривается. Ее изучение возможно в параграфах: ««Век просвещения» в российской культуре середины – второй половины XVIII в.» и «Развитие художественной культуры в XVIII в.». Данные параграфы рассматриваются в теме 4. «Российская империя в 1725 – 1800 гг.» (11 ч) в 7 классе.

Анализ учебников.

Нами было рассмотрено 5 учебников, два из которых входят в рекомендованную Министерством образования РФ учебную литературу по истории для общеобразовательной школы.

Буланов В.И., Зырянов П.И. История России, конец XVII – XIX в.: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Сахарова А.И. – М.: Просвещение, 1995.

Тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в этом учебнике конкретно не рассматривается. Но культурные достижения этой эпохи прослеживаются в главе VI «Россия в конце XVII – XVIII в.», в параграфах: «Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.». Материал учебника иллюстрируется фотографиями дворцов, соборов и других зданий архитектуры того времени.

Рыбаков Б.А., Сахаров А.М., Преображенский А.А. История Отечества: Учебник для 8 кл. средней школы. – М.: «Антиква», 1996.

В этом учебнике также не присутствует тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы». Но более полно, чем в предыдущем учебнике рассматриваются особенности культуры России в XVIII в.: «Развитие науки и образования», «Развитие литературы и искусства», «Культура и национальное самосознание» в главе IX. «Развитие России во второй половине XVIII в.». Данный учебник насыщен разнообразными иллюстрациями, но далеко не лучшего качества.

3. Сахаров А.М., Зырянов А.И., Милов Л.В. История России с начала XVIII до конца XIX века. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Этот учебник в большей мере насыщен материалом по культуре России в XVIII в. – глава 16 «Культура России в XVIII в.»: «Просвещение», «Ломоносов и русская наука», «Литература и журналистика», «Искусство». В этих параграфах также упоминается Елизавета (имеется ее фотопортрет).

4. Зуев М.Н. История России IX – XIX вв.: Пособие по отечественной истории для 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.

В этом учебнике в главе VIII «Империя в период дворцовых переворотов» рассмотрена не просто культура XVIII века в общем, а конкретные ее периоды, связанные с каким-либо правителем. Материал по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» рассмотрен в параграфе «Русская культура в 1725 – 1762 гг.».

5. Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 гг. – М.: Аграф, 1999.

В данном учебнике культурной жизни России в эпоху Елизаветы просвещено несколько параграфов: «Характеристика елизаветовского царствования», «Правовая деятельность в царствование имп. Елизаветы». В этой книге становление русской культуры рассмотрено с точки зрения влияния личности Елизаветы, и в меньшей степени присутствует материал о выдающихся деятелях и достижениях данной эпохи («Памятники духовной культуры 1741 – 1796 гг.»).

Таким образом, из проведенного нами анализа учебно-методической литературы видно, что в курсе изучения истории России отсутствует как таковая тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы», материалы по данной эпохе рассмотрены всеми авторами, просто они не соотнесены с именем Елизаветы.

3.2. Исторический источник на уроках истории

Значение применения письменных документов в обучении истории. К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружа­ющей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова па­мятники письменности в методике называют документами.

Еще в 1863 г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значе­ние имеет непосредственное знакомство учеников с источника­ми исторического знания (документами), чем работа по учебнику. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С этой целью М.М. Стасюлевич составил и опубликовал три тома хрестома­тии «История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых».

Ученые, методисты (М.Н. Коваленский, А.Ф. Гартвиг, Н.А. Рож­ков) стали призывать к организации лабораторных занятий по истории — самостоятельных занятий учащихся на основе исто­рических документов. Историю Московского государства XVI в. Н.А. Рожков предлагал изучать по писцовым книгам. И говорил об этом так: откроем перед учениками «итоги писцовой книги по Московскому стану Коломенского уезда, составленной в 1576— 1578 гг.; пусть они сосчитают, что это тоже их заинтересует, и увидят, что около двух третей всей территории стана было под поместьями и монастырскими землями... этот вывод пусть они сделают сами; преподаватель не должен делать априорных утвер­ждений». Работа заканчивается составлением конспекта, который выучивается дома.

Однако большинство методистов все же считали, что не жела­тельно строить все занятия в школе на изучении только документов. Исторические документы следует привлекать лишь как вспо­могательное средство к основным источникам исторических зна­ний учащихся - рассказу учителя и учебнику. «Документ при­зван лишь углублять, конкретизировать и придавать приобретае­мым учениками знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень элементарно зна­комить с некоторыми методами исследований, применяемыми в исторической науке». Высказывалось также мнение, что документ нужен не для расширения школьного курса истории а для его конкретизации, углубления и уточнения.

По роли документа определялось его место на уроке. Сторон­ники лабораторного метода полагали, что изучение документа должно предварять работу с учебником. Методисты, придержи­вавшиеся метода документации, предлагали использовать доку­менты лишь после чтения учениками соответствующего пара­графа учебника.

В чем же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Доку­мент делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содей­ствует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

Насколько колоритно, например, письмо Петра I к своей мате­ри: «Вселюбезнейшей и дражайшей нашей матушке, государыне царице, недостойный сынишка твой Петрушка, о здравии твоем присно слышати желаю...» Или же первая строка из письма суп­руги Петра Евдокии Лопухиной: «Женишка твоя Дунька челом бьет...».

Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувство­вать дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажут­ся ученикам князья, пишущие свои завещания «целым своим умом, в своем здоровьи», распределяющие свои пояса, коробки сердоли­ковые, чепи, вместе с конями, селами и слугами. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка и формы мысли, каким выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших поколений.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворно­му усвоению исторических знаний и развитию исторического со­знания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информа­цию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

Виды исторических документов и критерии их отбора для урока. Классификация документов, применяемых в обучении ис­тории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы — документы повество­вательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники худо­жественного слова.

Актовые документы — это юридические, хозяйственные, поли­тические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, чело­битные, росписи, договоры, статистические и следственные до­кументы, программы, речи). Повествовательно-описательные до­кументы — летописи, хроники, мемуары, письма, описания путе­шествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Ученые полагают, что документ для урока должен:

· соответствовать целям и задачам обучения истории;

· отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

· быть органически связанным с программным материалом, со­действовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и за­дания;

· быть доступным ученикам по содержанию и объему; интерес­ным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказы­вать на них определенное эмоциональное воздействие;

· обладать литературными и научными достоинствами, достаточ­ной информативностью для развития познавательной самостоя­тельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

Методика изучения документов. На уроках истории доку­менты могут использоваться как учителями, так и учениками.

Учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников; приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на доку­мент (чтобы усилить доказательность своего рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Что­бы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характери­стику личности.