Смекни!
smekni.com

Вегетариаство в мировых религиях (стр. 2 из 26)

Тому, чтобы эта работа вышла в свет, способствовали и многие другие, например, сотрудники издательства «Бала Букс». Я также выражаю благодарность Филу Галлелли и его семье (особенно его дочери Сите), Грегу Стайну, который помог мне внести поправки в новое издание книги, и моим новым друзьям из «Торчлай-та», которым хватило дальновидности и смелости для того, чтобы переиздать ее. Всем этим людям и всем, кто выше нас (в буквальном и переносном смысле), я выражаю искреннюю сердечную признательность. Стивен Розен

ПРЕДИСЛОВИЕ

Люди едят мясо животных, по крайней мере, начиная с ледникового периода, когда, как считают некоторые антропологи, наши далекие предки сменили растительную диету на преимущественно мясной рацион. Привычка к употреблению мясных блюд сохранилась до наших времен благодаря необходимости (как в случае с эскимосами), обычаю или традиционному воспитанию. Главным же образом в этом повинно отсутствие у большинства людей необходимых знаний.

Однако в последние пятьдесят лет признанные специалисты в области медицины, диетологии и биохимии установили, что мясная пища не является необходимой для хорошего самочувствия и, напротив, разрушает человеческий организм. Подтверждающие это документальные свидетельства доступны широкому кругу заинтересованных лиц; кроме того, существует множество ценных книг, которые на научной основе доказывают пользу вегетарианской диеты.

Потребление мяса означает — для животных — долгое и тяжелое заключение в тесных помещениях, жестокие противоестественные эксперименты, перевозку на большие расстояния в духоте и антисанитарных условиях и, в итоге, мучительную смерть на бойне. После всего этого люди съедают останки несчастного существа. Среднестатистический житель Соединенных Штатов, Канады или Австралии в год потребляет более двухсот фунтов (около 120 кг) мяса, в Западной Европе этот показатель ненамного меньше. Для удовлетворения наших запросов каждый год забивается более четырех миллиардов коров, телят, овец, свиней, кур, уток и индюшек. За семьдесят лет жизни рядовой американец или канадец съедает приблизительно одиннадцать коров, одного теленка, троих барашков и овец, двадцать три свиньи, сорок пять индюшек, 1 110 цыплят и около 862 фунтов (380 кг) рыбы. Количество страданий, причиняемых этим существам (ради того, чтобы мы могли доставить себе удовольствие), исчислению не поддается. К тому же, животные, откармливаемые нам в пищу, поедают огромное количество зерна и овощей, которых хватило бы для того, чтобы накормить миллионы голодающих людей во всем мире. По этим и другим причинам многие люди переходят на питание растительной пищей. Только в одной Америке сегодня насчитывается около десяти миллионов вегетарианцев.

По мере того как росла популярность вегетарианства, стали появляться книги, посвященные этой теме. Некоторые из них исследуют предмет с медицинской точки зрения и показывают, каким образом вегетарианство может предотвратить инфаркт, инсульт, рак и другие заболевания. Другие работы сосредоточены на экологических и экономических аспектах проблемы и доказывают, что можно наслаждаться изысканными блюдами, которые обходятся намного дешевле. Есть также книги, которые убеждают нас в том, что царство растений поставляет нам необходимые белки, витамины и минералы в более чем достаточных количествах. Есть и такие работы, авторы которых затрагивают этические, нравственные и философские моменты, связанные с вегетарианством. Однако мало кто решался взяться за исследование такого сложного вопроса, как место вегетарианства в мировых религиях.

«Трансцендентная диета» — первая книга, по-настоящему глубоко и серьезно исследующая этот предмет.

Отталкиваясь от богатой коллекции подлинных религиозных Писаний и сакральных текстов, Стивен Розен приглашает нас в увлекательное путешествие вглубь веков, чтобы вскрыть забытые и часто неверно понимаемые основы мировых религий и обнаружить, что вегетарианство было значимой частью их философии и законов. Он тщательно разбирает и разоблачает многие мифы, сложившиеся вокруг жизни Будды, Магомета и Иисуса Христа, с помощью которых любители мяса долгое время подводили под свои вкусы религиозные основания. «Трансцендентная диета» ясно показывает, что милосердие, к которому призывают все религии, должно быть всеобъемлющим и распространяться не только на людей, но и на все живые существа.

В теологических дискуссиях еда — как и секс — очень скользкая тема. В отличие от других книг, авторы которых либо грешат излишней эмоциональностью, либо претендуют на единственно верное истолкование ключевых проблем теологии, «Трансцендентная диета» пристально и логически рассматривает каждую из обозначенных проблем и анализирует ее честно, ясно и точно. Это делает книгу легкой для чтения, но одновременно вызывает чувство неловкости: ведь моменты, которые разбираются в ней, считаются сакральными и на протяжении веков ни разу не ставились под сомнение. Прямолинейный подход Стивена Розена, его анализ древних манускриптов (а не популярных современных переводов Писаний) может подорвать многие догматические убеждения и вызвать активные споры и дискуссии. «Трансцендентная диета» дает богатую пищу для размышлений.

Конечно, мысли, звучащие в этой книге, родились намного раньше, чем ее автор. Это — духовные истины, многократно повторенные учителями человечества на протяжении веков. Большинство религий признает идеалом духовности почтение ко всем формам жизни, а братские чувства ко всему сущему — вершиной духовной жизни. Эта небольшая книга может помочь сделать значительный шаг на пути к такой вершине.

Натаниэль Альтман,
автор книги «Пища для жизни»

ВВЕДЕНИЕ

Потому что участь сынов человеческих
и участь животных - участь одна:
как те умирают, так умирают и эти.
И одно дыхание у всех, и нет у человека
преимущества перед скотом, потому что все - суета!
Екклезиаст 3:19

Каждый день на свет появляются тысячи человеческих существ, и еще тысячи умирают. Порой этот мир представляется безбрежным океаном рождений и смертей. Животные, как и мы, пытаются удержаться на плаву, и как бы ни различались наши жизни, все мы приходим к одному концу. Люди и животные одинаково смертны, и в этом смысле абсолютно равны.

Конечно, человеческое существование отличается от существования в других формах жизни, и самое важное отличие состоит в жажде духовного знания. Стремление к Богу — вне зависимости от определенной религии — отделяет человека от животных. Едва ли какое-нибудь животное заглянет, к примеру, в эту книгу, хотя бы для беглого ознакомления.

Несмотря на расхождения в области учения и обрядов, все религии единогласно признают необходимость нравственных устоев и этических принципов. Эти устои и принципы неизбежно подразумевают вегетарианство и сострадание к животным. Данная книга имеет целью показать, что первые приверженцы основных мировых религий действительно предпочитали жизнь без мяса и зачастую пропагандировали вегетарианство.

Говорить о вегетарианстве и вероисповеданиях особенно трудно из-за религиозного лицемерия, которое нередко на одном дыхании проповедует братскую любовь и человекоубийство. Все верующие (и многие атеисты) ценят милосердие и сострадание, но мировые религии не слишком заботятся о поощрении этих качеств. Мы проявляем жестокость и нетерпимость по отношению к себе подобным, точно так же мы поступаем по отношению к животным. Кажется, что религия скорее разжигает насилие, чем искореняет его. Тому есть множество примеров: крестовые походы, инквизиция, бесконечная война католиков и протестантов в Северной Ирландии, извечная вражда между евреями и их исламскими соседями, распри индуистов и мусульман в послевоенной Индии и недавнее кровопролитие в результате стычек буддистов и индуистов Шри-Ланки (англ. издание книги вышло в 1997 г.- Ред.). Очевидно, милосердие и сострадание, к которым призывают большинство религий, обходят стороной не только животных, но и людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям.

Налицо явная ошибка. В идеале набожность должна бы противостоять нетерпимости. Качества, составляющие цель всех центральных религиозных течений — любовь, милосердие, сострадание — традиционно превозносятся; ненависть, жестокость и предвзятость традиционно осуждаются. Такова теория. Но на практике все, как правило, происходит совершенно иначе. Как известно из истории, самые кровопролитные бои разыгрываются именно на почве веры. Это обстоятельство само по себе не уменьшает ценности религиозных организаций, но оно заставляет нас спросить, насколько последовательно такие институты претворяют в жизнь то, что проповедуют? Если те, на ком держится вера — духовные лидеры, философы, теологи и адепты,— заблуждаются в отношении людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям, возможно, они заблуждаются и в отношении животных? Может быть, границы милосердия проводятся искусственно?

Сегодня эти границы очень заметны, но история древних религий представляет нам совершенно иную картину. Чем дальше мы углубляемся в историю вероисповеданий, тем больше видим уважения ко всем живым существам.

Вполне естественно, что вегетарианство играло заметную роль в почитании жизни в любых ее проявлениях. Скажем, мусульманство, самое молодое из крупнейших мировых вероисповеданий, возникшее 1300 лет назад, не считает вегетарианство идеалом. Христианство, которому 2000 лет, в отдельных случаях поддерживает отказ от мяса. В иудаизме, насчитывающем 4000 лет, есть сложившаяся традиция вегетарианства. Одна из старейших известных религий, индуистская, всячески его поддерживает. Буддизм и джайнизм, вышедшие из индуизма около 2500 лет назад, придерживаются принципов породившей их религии, часто еще более последовательно.