Смекни!
smekni.com

Вопросы по культурологии (стр. 3 из 9)

Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр. агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине - самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа - фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, - влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр. открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно» обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком. К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры. Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих. стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ. к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.

14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем. выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к-ры. Школы, сущ-щие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного образования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье - Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии, иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии. Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества отразилось в эпоса средневековья.