Смекни!
smekni.com

Вопросы по культурологии (стр. 7 из 9)

23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями 18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ-щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко. Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии. Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике. Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове. Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму. Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение, сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом.

22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат. формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл англ. ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые, метод научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных данных. Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м-ду наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем худ. к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и Сервантеса, представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка, Пьер Кальнель и Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем реалистического направлением в европейском худ-ве. Караванджизмом восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт. В тогдашней Итл. бурно развивается скульптура и ар-ра. Общая картина развитие иск-ва отличается большой сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв Караваджо с традициями во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально-мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность образов Рубенса и слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это прежде всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое худ. традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы: « Союз Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных людей, кот. была свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к-рой и широкими знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов, простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая (комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры. Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс рамки как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами Рембрандта. Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением людей , глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в живопись новые приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких теней, светотень у Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает впечатление не только пространственной глубины, но и глубины временной. Его шедевры: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его творчество было признано только после его смерти. В Испании сущ-ет школа караваджистов. Ар-ра представляет собой сочетание готики с чертами готического иск-ва. Появляется стиль платереска (ювелирный стиль) - заимствование арабского иск-ва. Испанская к-ра представлена тв-вом великого испанца Диего Веласкеса («Именины»), придворного живописца испанского монарха. Рембрандт помещает фигуры в световоздушную среду, от чего очертания объемов, реальность предстает такой, какой она является глазу. Мировоззренческие и моральные разногласия эпохи, обострение полит. и идеологической борьбы - все это получило выражение в распространении и противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических течений - барокко и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было связано с литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля, Росси. Этот стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др. Одним из первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который содействовал выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль, классицизм получил свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей Версале - едином ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй, фонтанов. На его сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар, Габриэль и др. В живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в творчестве Пуссена и Лоррена.