Смекни!
smekni.com

Вопросы по культурологии (стр. 6 из 9)

26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии», «Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности, рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой. Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление - романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира, участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов, Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека. Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины( образ гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки, присущие народным песням, балладам, эпосу( сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление действительности с целью поисков практических путей ее изменения. Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма. Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с этим типичные романтические мотивы все больше переходили в реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную роль в становлении культуры 19в.

25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант чел-кого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Представитель романтизма Ф. Гойя. Классицизм также оказал влияние на развитие музыки эпохи Пр. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во - К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р. проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской хар-р культуры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.