Смекни!
smekni.com

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении (стр. 2 из 7)

Глава 1. Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики. В главе рассматривается развитие раннесредневековых хачкаров VIII–XI столетий. Прежде всего – основные типы и формы крестов, а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров.

1.1. Генезис хачкаров. Прежде, чем говорить о ранних хачкарах, следует остановиться на их предшественниках – раннесредневековых круглых или восьмигранных колоннах, а также квадратных в сечении столбах с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объемными крестами. Древнейшие хачкары (IX–X вв.) можно связать именно с такими раннесредневековыми мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.

Генетически хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV в. водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Форма такого рода памятников в виде колонн с крестами наверху отражала глубоко укоренившуюся античную традицию монументальных сооружений.

В Армении встречаются различные древние мемориальные памятники – менгиры, вишапы, урартские и эллинистические стелы, арташесидские межевые камни, особенно четырёхгранные столбообразные памятники и памятники в виде крестов (крест-памятники, крылатые кресты – «тевавор хач» или «крнавор хач»), которые как по конструктивным формам, так и по скульптурным мотивам предшествовали хачкарам и способствовали их появлению.

С принятием христианства в Армении (301 г.) памятники языческого периода нередко подвергались христианизации – на них появлялись изображения креста (Шамирам, Сарнахпюр, Аждахаюрт, Агавнадзор, Западная Армения и др.). В исследовании показывается, что два известных хачкара из Агавнадзора в далеком прошлом (2 тыс. до нашей эры) представляли собой скульптурные изображения так называемых драконов («вишапов»).

Историк V в. Агафангел подробно описал армянские раннехристианские стелы, их местонахождение, функциональное назначение и точную хронологию. Таким образом, исторические и эпиграфические данные позволяют выяснить функциональное назначение раннехристианских стел Армении. Имеется основание утверждать, что даже орнаментированные мемориальные памятники колоннообразной формы имели весьма разнообразное функциональное назначение (как распространители христианской религии, как культовые монументы, как пограничные и указательные знаки на границах территорий сел, городов, на перекрестках дорог и др.) и большой ареал распространения.

Найденные в различных местах Армении каменные блоки с рельефами отражают черты ранней христианской иконографии, да и сама форма каменных памятников-блоков с изображениями святых принадлежит эпохе раннего христианства. В этом отношении стела V–VI вв. из Харабаванка – интереснейшее свидетельство времени.

Стелы с изображением христианских святых постепенно заменили собой языческие памятники-символы. Для раннехристианских рельефов Армении кроме принятых персонажей и сцен, характерно то, что здесь постоянно встречаются изображения Св. Григория Просветителя – деятеля, под руководством которого Армения фактически стала христианской страной, и Св. царя Трдата III, при котором христианство было введено как государственная религия в 301 году.

В большинстве случаев стелы ставились на постамент кубической формы (Талин и др.) или на ступенчатый стилобат (Аван, Ангехакот и др.). Четырехгранные стелы (сечением 0,4х0,4 – 0,5х0,5 м и высотой до 4-х метров) ставились в специальные углубления в верхней плоскости постамента. На плоскостях четырехгранного столба снизу доверху наносились орнаментальные (преимущественно растительные) и сюжетные рельефы, которыми иногда покрывались также плоскости постаментов. Эти сюжетные рельефы, являясь сугубо мемориальной областью раннесредневекового изобразительного искусства Армении, имеют духовное содержание (Христос, Богоматерь, Ветхозаветные сюжеты) и изображают мотивы классической мифологии и реальные персонажи, внесшие вклад в распространение христианства в Армении. Несколько упрощенные в композиционном решении эти рельефы в то же время отличаются богатой пластикой.

В V–VII вв. такие столбы кроме размещения сюжетов христианской иконографии, предназначались также для водружения на них символа новой религии – креста. На лицевых плоскостях изображались равнокрылые кресты, многолепестковые розетки и другие орнаментальные мотивы.

Такого рода столбы известны в Гарнаовите (Адиамане), Агараке, Ариче, Талине, Мрене, Одзуне. Они относятся к V–VII вв. На кубических основаниях – базах или постаментах, в углубления которых эти столбы вставлены, часто изображались кресты, являющиеся как бы прообразом хачкаров.

Для нашей темы важен и тот факт, что на столбах или колоннах V–VIII вв. водружались и объемные кресты. Эти кресты (со свободными крыльями, известные под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») большей частью крупные по размеру выделяются четко очерченной, лаконичной и вполне выработанной формой. Такого рода особенности крестов отражали общие художественные тенденции армянского монументального искусства раннего средневековья, которые вполне отвечали задачам, которые ставили себе их создатели, когда водружали такие кресты на высоких колоннах или столбах. Подобное расположение требовало определенной обобщенности форм креста. Именно от таких свободных крестов и ведут начало собственно хачкары, то есть кресты на стелах.

Начиная с VIII века, в Армении наиболее распространенным видом мемориального памятника становится хачкар – крест камень. Хачкары в Армении появились именно в тот период, когда арабы препятствовали сооружению памятников-стел с изображениями людей и святых. Так, например, летописец VIII в. Гевонд пишет, что Халиф Езид "приказал разбить и сбросить стелы, имеющие изображения Христа и его учеников". Эти памятники стояли в разных местах, в том числе на перекрёстках дорог как символы защиты и покровительства.

Хачкар, как новый тип мемориального памятника Армении первоначально был скромным и понятным. И это стало типичным явлением для нового этапа развития искусства возведения хачкаров.

В дальнейшем, когда духовная и материальная жизнь сравнительно улучшились, возникло желание создавать богато орнаментированные хачкары, что высоко оценили представители армянского духовенства. Немалую роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в Армении большей популярностью пользовался символ христианской веры – крест, в то время, как в Византии и Грузии большое значение придавалось иконам и картинам по сюжетам из Ветхого и Нового заветов (об этом свидетельствуют Анания Санахнеци и Мхитар Гош).

Позднее хачкары в виде стелы устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, они служили оберегами, покровителями. В XI веке и в последующее время, когда классическая композиция хачкаров вполне сформировалась, они были наделены разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера. В XII–XIII вв. хачкары стали, можно сказать, универсальными памятниками «во спасение души». Постановкой хачкаров отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов – богатых заказчиков хачкаров, а также выдающиеся события в жизни государства.

Возведение хачкаров в Армении бурно развивалось в первой половине XI в. и с конца XII в. до 30-х гг. XIII в., а также в конце XIII века. В начале XIV в. строительство хачкаров сократилось за исключением Вайоцдзора и Сюника (владение князей Орбелянов и Прошянов), где до конца века культурная жизнь все еще продолжала развиваться. Искусство хачкаров достигло определенного расцвета и в XVI–XVII вв., однако тяжелые условия иноземного владычества сильно отразились на их качестве: высокохудожественный уровень хачкаров XII–XIII вв. так и остался непревзойденным.

1.2. Ранние хачкары (VIII–X вв.) в виде стел представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.

Развитие ранних хачкаров исследуется поэтапно, предварительно проанализировав основные типы и формы крестов (в центре хачкаров), а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров. Для каждого этапа развития хачкаров характерны свои особенности, ставшие позднее закономерными.

Скульптурное изображение креста на древних хачкарах вначале было в виде «равнокрылого креста» (вырезанного на гладкой поверхности в круглой рамке) или «крылатого креста» (подобие двинского креста).

У «крылатых крестов» («Крнавор» или «Тевавор хач») имелся четырехгранный хвостец, который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. «Равнокрылый крест» или «крылатый крест», главным образом, стал знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников, в основном, на местах первичного возведения в виде обелисков, стел или деталей убранств церковных и мирских зданий.

С течением времени оформился новый облик креста, вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более четкой структуре: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижнее – длиннее верхнего. Этим была обусловлена пропорция каменной плиты – узкая и длинная, придававшая общему облику памятника законченный вид. Это усиливалось ещё и тем, что крылья креста – скульптуры стали украшаться барельефом, который включал новые детали: мотивы растительного мира и геометрические фигур.