Смекни!
smekni.com

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении (стр. 6 из 7)

В сюжетах, использованных на хачкарах, кроме многочисленных изображений человека широко распространены и изображения животных, птиц, растений, встречающихся на Армянском нагорье, утварь, музыкальные инструменты, орудия труда, оружие, геометрические и бесчисленные растительные орнаменты. В изображениях людей тщательно и мастерски исполнены лица и элементы снаряжения. Из животного мира в основном представлены изображения коня, овна, льва, быка, павлинов, соловьев, голубей и других птиц. Из растительного мира – плющ, листья, виноградные гроздья, древо жизни, розы и т. д. Особое внимание уделено эпиграфическому мастерству. Надписи на хачкарах XV–XVII вв. чаше выпуклые и вплетены в орнамент. Этот прием корнями уходит в армянское средневековое искусство письма и миниатюры.

Судя по многим хачкарам из Джуги, весьма популярным продолжал оставаться в том или ином виде и традиционный мотив полупальметок. Но изменился рисунок резьбы в сравнении не только с классическими хачкарами (XII–XIII вв.), но и с хачкарами XV–XVI вв.: рисунок стал более стилизованным и более рельефным, более четким и строгим. Это придало джугинским хачкарам некоторую сухость, но одновременно и своеобразие – качества, выделяющие их в отчетливо выраженную особую группу. Джугинские хачкары выделяются резко повышенными и вытянутыми пропорциями (кресты, в центре хачкаров, тоже резко вытянуты).

Произведения, созданные мастерами Старой Джуги во второй половине XVI и в начале XVII столетий, не похожи на хачкары прежних времен. Хачкары Старой Джуги – вполне локальное явление. Орнаментика, хотя и традиционная, получила иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов. Хачкары Старой Джуги вернули себе сильный рельеф, который на многих хачкарах XVI–XVII вв. был утрачен. Четкость и чеканность рисунка, пластичность и оригинальность композиции – убедительное свидетельство того несомненного творческого подъема, который на закате армянской средневековой культуры ясно и ярко проявился в этом далеком уголке страны (на юге Армении, ныне на территории Азербайджана).

Таковы эти сложные, насыщенные резьбой джугинские хачкары, сотканные из традиционных элементов, но стилистически переработанные, благодаря чему они приобрели новый облик. Хачкары эти столь же пластичны и художественно совершенны по исполнению, как и их выдающиеся предшественники XII–XIII и начала XIV вв., но это произведения уже нового позднесредневекового искусства, далеко отошедшие от армянской монументальной декоративной классики. В этом историческая ценность джугинских хачкаров позднего средневековья.

Частые военные столкновения между Персией и Турцией за овладение Арменией, продолжавшиеся до 1639 года, привели к полному развалу страны. Нищета и бедность стали уделом коренного населения Армении, что послужило причиной массового переселения армян за пределы родины. В городах и селах Армении приостановилась созидательная жизнь, строительная деятельность. Это привело к утрате веками накопленных культурных и архитектурно-строительных традиций. Однако в отдельных районах Армении (на территории западной Армении, в Арцахе и др.) наблюдается слабое продолжение традиций по художественной обработке камня в области малых архитектурных форм – хачкаров, надгробных камней и т. д.

На рубеже XVIII–XIX вв. Армения все еще оставалась разделенной между Ираном (Восточная Армения) и Турцией (Западная Армения).

В искусстве хачкаров заключительным этапом считался XVII век, так как появление (в больших количествах) и развитие хачкаров на территории современной Армении не наблюдается. Необходимо отметить, что искусство хачкаров в XVIII–XIX вв. развивалось на территории Западной Армении, однако мы не имеем возможности исследовать памятники этого периода. Известно лишь, что искусство хачкаров в Западной Армении развивалось вплоть до начала XX столетия. Ярким примером может служить хачкар из серебра, сделанный Ванским мастером в 1914 году. Этот уникальнейший миниатюрный серебренный хачкар, объединяющий два направления народного искусства – ювелирного и искусства камнерезания, ныне находится в Первопрестольном монастыре Святого Эчмиадзина.

3.3. Хачкары конца XX и начала XXI столетий. В последней части диссертации традиция и развитие новых хачкаров прослеживаются на примере небольшого городе Иджевана, райцентре Тавушской губернии северо-востока Армении (на территории исторической Агстевской долины). Новые хачкары города Иджевана наиболее ярко отражают как традиционные композиционные принципы хачкарного искусства, так и новые экспериментальные тенденции в композиции мемориальных памятников. Нынешняя территория Агстевской долины (пересекающая город Дилижан и Иджеван), которая богата высокохудожественными памятниками средневекового архитектурного искусства (число которых доходит до 300), занимает особое место в древней культуре Армении. На историко-архитектурных памятниках Агстевской долины имеется 365 ценных надписей, являющихся важными, а главное – достоверными источниками для изучения социально-экономической, политической жизни исторической Армении, ее быта и культуры.

К числу значительных памятников XII–XIV вв. относятся монастырские комплексы Агарцин, Гошаванк, Макараванк, Аракелоц, Дехцут, Киранц и др.

Имена некоторых создателей этих памятников Агстевской долины дошли до нас: авторы барельефов Дехцутского монастыря – ваятели Кахак и Погос, зодчий-автор двух церквей Гошаванка – Мхитар Юсн, знаменитый ваятель гошаванкских хачкаров Погос (Павгос), автор хндзорудского хачкара «Терунакан», 1281 г. – Оганесс (Иоанесс), автор барельефов Макараванка – Еритасард и др.

В настоящее время современные художники, скульпторы города Иджевана (Г. Мхитарян, М. Мхитарян, С. Саркисян, А. Гукасян, А. Давтян и др.) развивают искусство хачкаров на иных принципах, но бережно сохраняют идейное и художественное содержание средневековых классических хачкаров.

Современные хачкары города Иджевана можно считать своеобразным художественным эталоном, так как в них воплотились черты, свойственные искусству создания современных хачкаров на всей территории Армении и за ее пределами. Созданные с 1990-х годов хачкары можно условно разделить на три основные формальные группы: «традиционно-классические», «переходные» и «современные».

В первую группу следует включить только те хачкары, которые создавались согласно традиционной композиционной схемы и мало чем отличаются от средневековых классических хачкаров. Так, например, на раннем этапе (в начале 90-х годов) в городе Иджеване хачкары обладали традиционно-классической формой и имели в своей основе традиционную схему построения.

Вторую группу – «переходными» хачкарами можно считать памятники, в центре которых изображен крест классической формы. Однако в отдельных частях хачкаров этой группы выявляются новые композиционные мотивы.

И, наконец, третья группа – это «современные» хачкары, в центральной части которых высечены кресты многообразных форм и очертаний. При создании этих мемориальных памятников скульпторы далеко отошли от классических канонов и открыли оригинальные направления в искусстве хачкаров.

Среди ваятелей этих хачкаров добился особенно значительных достижений скульптор Армен Давтян – автор множества скульптурных монументов. На протяжении нескольких лет он разработал свой собственный неповторимый стиль в искусстве хачкаров.

На хачкарах А. Давтяна символические орнаменты выглядят несколько упрощенными. Его хачкары, по сравнению со средневековыми классическими хачкарами XI–XIII вв., кажутся более легкими и свободными, а традиционные орнаменты выглядят более конкретизированными. Подобный подход к декоративному оформлению национальных мемориальных памятников оказал немаловажное воздействие на современные хачкары города Иджевана в целом.

Заключение. В начальный период формирования и развития в VIII–X вв. хачкары не имели особой художественной значимости, а являлись распространителями христианской религии на территории Армении. В XI веке процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным, о чем говорят многочисленные образцы хачкаров, сохранившиеся в различных местах Армении, преимущественно в богатых монастырях.

Самой характерной чертой хачкаров XI века стала уплотненность и насыщенность декора. Рисунок нижней части креста приобрел геометрический характер, все более удаляясь от растительной формы. Орнаментальность и строгая графичность стали неотъемлемыми чертами декора. Вместе с тем все более и более усиливалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, создающего игру светотени. Во многих хачкарах подчеркивалась их связь с архитектурной формой в виде ясно представленного портала с полукруглым завершением.

В XI–XII вв. заметно расширяется сфера распространения хачкаров. Возникают новые типы и формы мемориальных хачкаров, к числу которых относятся хачкары, вмурованные в стену (настенные), одиночные, групповые, заключенные в специальные нишевидные строения (вормнапак).