Смекни!
smekni.com

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении (стр. 3 из 7)

Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых украшений, то, начиная с V-го века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы декора, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хачкар, который в армянской культуре и, особенно, в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом, связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в VIII–IX вв., а в последующие времена пережил бурное развитие.

Начиная с Х века появляются и более сложные по рисунку хачкары, четко выработанная композиция которых показывает, насколько интенсивно шел процесс сложения декоративной формы хачкара, ставшей затем классической.

1.3. Хачкары XI столетия. Начиная с XI века процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным. Об этом говорят многочисленные хачкары в различных местах Армении, преимущественно в ее богатых монастырях.

Наиболее характерной чертой хачкаров XI века стала орнаментальность, уплотненность, строгая графичность и насыщенность декора. Вместе с тем развивалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, что создавало игру светотени. Растительность и обрамление хачкаров стали составлять из одного или двух вертикальных столбиков квадратных или прямоугольных фигур, сплетенных между собой с орнаментальным заполнением.

1.4. Основные художественные мотивы, элементы и орнаменты древних хачкаров: символика и идейное содержание. Закономерность развития хачкаров и эволюция их орнаментации, прежде всего, выявляются в изображении креста (в центре хачкара, как «Древо Животворящее»). Эволюция форм хачкаров была обусловлена обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков и, несомненно, переменами в иконографии и системе символов. Особую роль в сложении искусства хачкаров сыграл национальный орнамент, который пронизывал все виды армянского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Скульптурное изображение креста на древнейших хачкарах имело форму равнокрылого или удлиненного креста. На этих хачкарах оба конца крыльев креста оканчиваются единичными шарообразными фигурами.

Крест с раздвоенными ветвями (крыльями), имеющими шаровидное завершение и один шаровидный элемент, расположенный в центре креста. Эта композиционная схема проявляется на крылатых крестах еще в V веке и сохраняется на хачкарах до конца Х века.

Со второй половины Х века на крыльях с раздвоенными ветвями появляются уже по три полукруга, имеющих форму бутона. Эта композиционная схема сохраняется до XII века.

В XI веке на таких же раздвоенных ветвях центральный из трех бутонов становится остроконечным и получает вид, напоминающий почку. Это оформление креста становится классическим изображением армянского креста и сохраняется до сегодняшнего дня.

В VIII–X вв. встречаются и хачкары, крест которых завершают изображения, напоминающие форму листа, а иногда форму цветов или два плода граната – символ семьи и плодородия. Это обстоятельство говорит о растительном происхождении образа креста и о древнейшем представлении «Древа жизни» в форме креста.

Соответственно, таким же изменениям подвергались не только кресты, высеченные на хачкарах, но и другие сопутствующие отдельные законченные элементы – изображение граната, винограда, а еще ниже – растительные узоры и орнаментированные розетки. Интересно и то, что в начале XI в. и позднее на завершении крыльев крестов иногда появляются еще маленькие кресты, органично сливающиеся с растительным орнаментом.

Особенностью древних хачкаров является и такой прием, когда между ветвями крыльев креста высечены треугольные углубления – пазы, которые встречаются на хачкарах до XI века, и изредка на хачкарах, выполненных в XIV веке. Главной особенностью композиции древнего хачкара являлось изображение внизу креста ступенчатых и розеточных мотивов, первый из которых (ступенчатый) со временем исчезает, а второй (розеточный мотив) становится самым основным элементом орнамента после креста, который символизирует вечность, мир, землю, солнце, зерно, и, по мнению некоторых исследователей, также символизирует круглый хлеб.

Одновременно развиваются орнаменты верхней части хачкара. Из крыльев креста поднимаются вверх плоды граната, грозди винограда, листья, эти элементы орнамента со временем образуют карниз («козырек»).

Начиная с XI века, мотивы карнизов (или козырьков) достигают совершенства. Иногда гроздья винограда и гранаты (и очень редко мотив груш) переплетаются и орнамент становится геометрическим.

Большого внимания заслуживают и изображения листьев финиковой пальмы (пальметты), которые от основания креста (от нижнего крыла) с двух сторон поднимаются вверх до вертикальных крыльев.

Этот мотив вместе с общим развитием хачкаров в XI–XIII веках уже подвергается разнообразным композиционным изменениям и теряет свое первоначальное значение.

Древнейшим мотивом хачкаров является также изображение пары голубей (или других птиц), обычно симметрично помещенных по сторонам основного креста на хачкаре. Птица – это символ святого духа, символ бессмертия, что соответствовало значению хачкаров как памятников мемориальных и поминальных. Это изображение с IX до XVII века становится характерным элементом орнаментации хачкаров.

Хачкары были удобны при обработке камня, так как художественно оформляли только их лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста свободные места заполнялись резьбой с идейно-содержательными символами. Хачкары были также удобны и тем, что их можно было установить на постаменте (пьедестале) или вставить в стену при строительстве храма, церкви, часовни. Хачкарами оформляли не только наружные стены, но и внутреннее пространство храмов.

Среди новых символов (X–XIII вв.) необходимо отметить следующие:

1. «Крутящаяся свастика» – обозначала «бесконечность» и была знаком солнца (в XIII веке для хачкаров обязательными были символические изображения солнца и луны). Мотив «крутящейся свастики» встречается в Армении еще со времен неолита (VI–IV вв. до н. э.). Надо отметить, что этот символ встречается и у других, в основном европейских, народов. Начиная с X–XI вв. «крутящаяся свастика» становится новым изобразительным элементом на хачкарах.

2. В этот период (X–XI вв.) на хачкарах используется также новый мотив в виде букета цветов. Не исключено, что узоры с этим мотивом образовались еще в X веке. Композиции с подобными узорами занимали нижнюю часть хачкара, придавая особое изящество крест-камням. Однако в XIV–XVI вв. эти мотивы по непонятным причинам навсегда исчезли с хачкаров.

3. Узоры на хачкарах постепенно совершенствовались, иногда меняя свои формы, но не теряя первоначальной красоты и символичности. Они напоминали кружева, только выполненные из камня, и заполняли все нижние и верхние ярусы хачкаров. Удивляет, с каким мастерством делались эти каменные кружева, которые назывались «розочки», «розетки». Некоторые из них окаймляли «сегменты». С X века внутри «сегментов» вместо розочек начали изображаться геометрические узоры (звездочки, треугольники, пятиугольники и т. д.).

4. В XI веке на хачкарах появился совершенно новый мотив – «Хачбур» (хач – крест, бур – горсть, сложенные ладони – крест, который поддерживается ладонями рук). «Хачбур» изображался в нижних двух сторонах хачкара (под нижними крыльями большого креста). Искусствовед А. Патрик подтверждает тот факт, что в древние времена армянские земледельцы «Хачбуром» называли и украшения, плетеные из колосьев пшеницы. Такими «Хачбурами» крестьяне украшали верхнюю часть своих очагов, они являлись символами благополучия и удачи.

5. Скульптурные изобразительные элементы широко использовались в армянском монументальном искусстве IV–VII вв. Но VIII–IX вв. были неблагоприятными временами для их развития. И только с X века армянские мастера («варпеты») снова начали использовать эти изображения на мемориальных памятниках, в частности, на хачкарах. Надо отметить, что эти скульптурные изображения разделялись на две основные группы: 1) мирские и 2) религиозные. Скульптурные мотивы мирских тем на хачкарах использовались в XII веке, а религиозные мотивы, в основном, в XII–XIII вв. Хачкары с изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен. С XII по XIII века на хачкарах изображались также повседневные разнообразные предметы (утварь, орудия труда, оружие, музыкальные инструменты и т. д.).

6. С XI века на хачкарах появляются рельефные скульптуры – «эпитафии», которые по-другому назывались «лапидарные надписи». До X века эпитафии (не рельефные), вырезались на поверхности камня и смотрелись исключительно как текстовые надписи. В XII–XIII вв. эпитафии, высеченные на хачкарах, выполняли не только смысловую роль, но и воспринимались как орнамент.

Итак, с VIII века в средневековой Армении новым распространенным типом мемориального памятника становится хачкар. Этот новый тип памятника был более удобен при обработке камня, так как художественно оформляли только лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста («хача») свободные места заполнялись резьбой с идейно содержательными символами. На лицевых и обратных сторонах хачкаров высекались обширные надписи. Хачкар можно было воздвигнуть отдельно или включить в кладку стен.

В формировании композиционных особенностей хачкара исходное значение имели предшествовавшие типы мемориальных памятников – четырехгранные стелы, столбы с богатыми орнаментальными мотивами, в частности – каменные кресты со свободными крыльями.

По сравнению со стелами, четырехгранными памятниками, крылатыми крестами (крест-памятниками – под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») хачкары (крест-камни) были значительно проще при обработке и требовали меньших затрат. Четырехгранные памятники (столбы, обелиски) обрабатывались с четырех сторон и в этом смысле были сложны для целостного восприятия памятника с одной фиксированной точки, в то время как поверхность хачкара тщательно обрабатывалась только с лицевой стороны, что давало возможность мастеру пышно и разнообразно украшать памятник сложной искусной резьбой, содержание которой легко и сразу воспринималось смотрящим. Кроме того, на плоской поверхности хачкара было удобно высекать хорошо читаемые даже со значительного расстояния текстовые надписи.