Смекни!
smekni.com

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении (стр. 5 из 7)

Группа 5. Сюда следует отнести хачкары с различными иконографическими изображениями – «Распятием» («Аменапркич» – Всеспаситель), изображением «Деисуса», «Вознесения», изображением Георгия-драконоборца (Георгия Победоносца), ктиторов и других. Но следует подчеркнуть, что таких «изобразительных» хачкаров вообще сравнительно немного, они довольно редки и относятся исключительно к XIII в., немногие – к началу XIV в. и еще реже – к XV–XVII вв.

Один из видов армянских хачкаров представляет собой так называемый хачкар «Всеспаситель», на котором обычно изображена сцена распятия Христа. Такие хачкары отличаются от обыкновенных также своими растительными орнаментами. В диссертации «хачкары-распятия» подвергнуты детальному анализу: рассмотрены вопросы их происхождения, развития, хронологии, функционального назначения и художественного оформления.

Кроме скульптурных изображений на религиозную тему, на хачкарах помещались и чисто бытовые сцены мирских тем. Важно подчеркнуть, что эти высокохудожественные рельефные сцены по своей сути не имеют ничего общего с религиозными представлениями армянского народа, они чисто светские и являются выражением народного искусства. Хачкары XII–XIII вв. с рельефными изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен (в Арцахе).

В 5 группу (хачкары с различными иконографическими изображениями) следует добавить в качестве отдельного раздела арцахские хачкары с бытовыми рельефами. Хачкары с подобными сценами устанавливали и в XVIII веке, но в других регионах Западной Армении.

Особую группу составляют и хачкары заключенные в специальные строения с нишами (вормнвпак-хачкары). Нишевидное строение, в которое заключен хачкар, представляет собой трехстороннюю кладку из камня, скрепленного известковым раствором, с двускатным или односкатным перекрытием. Такие строения достигают семиметровой высоты.

Хачкары, заключенные в нишевидное строение, по своей монументальности значительно превосходят обыкновенные хачкары и наиболее удобны для начертания надписей различного содержания.

Таковы основные группы хачкаров XII–XIII и начала XIV веков, которые следует обозначить исходя из их композиционной структуры. В рассмотренных группах памятников отражено отнюдь не все художественное содержание хачкаров – содержание бесконечно разнообразное, особенно в ту эпоху, ибо каждый хачкар – произведение особенное, индивидуальное, включающее в себе те или иные варианты композиции.

2.3. Общие стилистические черты хачкаров XII–XIII вв. Основной чертой большинства хачкаров XII–XIII вв., определяющей их композиционную структуру, является архитектоничность, связь с архитектурой. Хачкары можно трактовать как произведения «малой архитектуры». На это указывает целый ряд их особенностей.

Выразительной чертой декора хачкаров XII–XIII вв. является растительная орнаментика, основной мотив которой спиралеобразно вьющиеся стебли с утолщениями (словно с прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такая орнаментика встречается на хачкарах всех групп и характерна для армянской монументальной резьбы XI–XIII вв., включая архитектуру и прикладное искусство (книжную миниатюру, ювелирное искусство и т. д.). Орнаментика специфична и сформировалась именно в Армении.

В искусстве хачкаров XII–XIII веков в полной мере проявили себя закономерные явления, которые были свойственны монументальному искусству Армении того времени, прежде всего, архитектуре. Насколько позволял резчикам хачкаров материал и камерный масштаб произведений, они переносили на них все стилистические особенности национальной архитектуры. Хачкары мыслились как произведения «малой архитектуры», «архитектурной миниатюры», что определяло их основные композиционные особенности:

1. Усложнение декора, усиление его роли в структуре хачкара, который с самого начала приобрел статус художественного произведения. Резьбой украшали и те хачкары, которые встречали путника на дороге, и те, что отмечали вклады феодалов в монастыри, и те, что ставились на «помин души». Хачкары часто ставились перед храмом, на гладкой поверхности стен которого выделялись утонченной резьбой. С течением времени резьба становилась обильнее и тоньше, виртуознее и артистичнее. Особого совершенства мастера достигли в ажурной резьбе, блестящие образцы которой дают хачкары Гошаванка (Нор-Гетика).

2. Декор хачкаров выделяется своей пластичностью – свойством, постепенно усиливавшимся и прогрессировавшим. Это выражалось в углублении фона, появлении двухплоскостности и трехплоскостности, в усилении светотени, усилении живописного начала в резьбе хачкаров. Эти качества были органически свойственны наступившему в XI в. новому закономерному этапу развития монументального искусства и, прежде всего, архитектуры.

Пластичность – это новое художественное качество ощутимо в трехплоскостных хачкарах, в которых резьбой покрыта не только лицевая (т. е. верхняя поверхность), но и углубленный фон и углубления на этом фоне. Убедительными примерами могут служить хачкары в Гошавнке, Санаине, Ахпате, Дсехе, Мшкаванке, Мастаре, Нораванке и т. д.

3. Эти особенности, выработанные в сфере монументального искусства, были трансформированы и в крестные камни как произведения «малой архитектуры». Крест большей частью помещали под полукруглой аркой на парных полуколонках с четко обозначенными капителями. Симптоматично использование на обрамлениях хачкаров декоративных мотивов архитектурного происхождения, т. е. звезд, ромбов, арочек, геометрического плетения. Особенно интересны рельефные звезды и ромбы, восходящие к инкрустации фасадов цветным камнем, но которые затем стали воспроизводить рельефом, дававшим светотень, заменившим эффект многоцветности. Рельефными звездами и ромбами в Армении XII–XIII вв. часто украшали порталы храмов, гавитов, ханабаров (гостиниц). Звезды, ромбы и геометрические орнаменты переносили и на хачкары, где они также передавались рельефом.

В орнаментации хачкаров XII–XIII вв. сказалась такая специфическая черта нового архитектурного стиля того времени, как динамика форм своеобразно проявлявшаяся в асимметрии и сдвигах рисунка. Именно этой цели служит обычная для хачкаров XIII и XIV вв. неповторяемость рисунка узоров в обрамлении, что, несомненно, нарушает симметрию общей композиции.

Глава 3. Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

3.1. Дальнейшее развитие основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV–XVII вв.). В XIV–XVII вв. – в период непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху экономического и политического упадка – хачкары продолжали создавать в большом количестве, причем некоторые на высоком художественном уровне. В отношении второй половины XIII и XIV вв. это находит объяснение той политической обстановкой, которая сложилась в Армении, особенно в южных районах страны – в Вайоцдзоре и Сюнике, владениях князей Орбелянов и Прошянов. Их небольшие и изолированные княжества, как и некоторые другие, пользовались при монголах внутренней автономией.

К сожалению, хачкаров XIV и XV вв. с фиксированной датой их создания немного, поэтому при датировке приходится исходить из их стилистических особенностей, что не всегда надежно. Следует подчеркнуть основное обстоятельство – силу традиции, которая определила как композиционную структуру, так и декор хачкаров того времени. В оформлении хачкаров мастера продолжали следовать декоративным принципам, характерным для групп 1, 2, 3, 4, и 5 (изобразительной), включающим значительные памятники начала XIV в. в Нораванке. Группа 4 (с малыми крестами в междукрестьях) стала, наиболее популярной в XIV столетии. Композиция и орнаментика хачкаров XII–XIII вв. почти без изменений перешли в искусство первой половины XIV века. Можно с уверенностью сказать, что в XIV–XVI вв. новых композиций и структур декора хачкаров в Армении не было создано: армянские мастера чаще своеобразно варьировали прежние, ставшие классическими формы.

Традиционность композиции хачкаров позволяет в этой главе придерживаться классификации, установленной для хачкаров XII–XIII вв. Только хачкары конца XVI и XVII вв. в Старой Джуге несколько своеобразнее, но и их создатели исходили преимущественно из старого армянского наследия XII–XIII вв., ставшего классическим.

3.2. Стилистические особенности позднесредневековых хачкаров (XVI–XVII вв.) джугинской школы. В юго-восточных районах Армении в течение XVI–XVII вв. наблюдается экономическое оживление, связанное с развитием торговли. Экономическое оживление вызвало к жизни целый ряд торговых местечек и городов, развивавшихся и процветавших в XVI–XVII вв. Особенно это относится к городу Джуге (Старая Джуга, ныне на территории Нахичевана, Азербайджанской Р.) на реке Аракс, художественным свидетелем чего являются прекрасные украшенные резьбой джугинские хачкары.

Исходя из анализа манеры исполнения и орнаментики, хачкары и надгробия джугинского кладбища можно разделить на три периода. Памятники самого раннего периода, большая часть которых уничтожена, в основном находятся на кладбищенском холме № 1 и датируются IX–XV вв. Хачкары этой группы малы по объему, скудно орнаментированы и надписаны. Следующая, вторая группа хачкаров, в которую входят памятники переходного периода, относится к середине XV–XVI вв. Эти памятники выделяются своим составом, декором, эпиграфическими надписями и скульптурными изображениями. Третья – самая большая группа хачкаров, датируемая серединой XVI в. – 1605 г., относится к периоду наивысшего расцвета искусства хачкаров Джуги, отличается мастерством исполнения, многообразием декора, рельефа, композиционным богатством и представляет неповторимые памятники армянского мемориального искусства.

По традиции в Джуге хачкары устанавливались без постаментов, непосредственно в земле (на кладбищах). Все хачкары, высечены из розового, желтоватого камня (в среднем высотой в 2 – 2,5 м) и напоминают встречающиеся на территории исторической Армении урартские и доурартские четырехгранные и многогранные стелы. В композиции хачкаров центральная часть занята большим крестом, углублена и часто кроме главного изображения креста в ней расположены еще 2 – 4 креста, вписанные в «хораны» (углубленные ниши). Получающиеся при этом рельефы на двух уровнях создают удивительную игру светотени. Тематически разнообразно украшены и другие фрагменты многочисленных хачкаров: это горельефы Христа и евангелистов, Богоматери, изображения трехступенчатых зиккуратов, бутоны, развившиеся из семени, окружности и т. д. В нижней части хачкара традиционно высекались надписи, символы вечности и справедливости, горельефное изображение всадника – Сурб Геворга (Святого Георгия) или просто бытовые сцены. Эти библейские и традиционные представления и их рельефные воплощения придавали джугинским хачкарам изящество и своеобразное очарование.