Смекни!
smekni.com

Культура – источник противоречий (стр. 2 из 7)

Ребенок до того, как он заговорил, обладает только начальной физической культурой: гигиеной, правильным питанием, обучается прямохождению. Группировки людей различаются по тому, какие формы культуры им исключительно присущи.

Культура народа, в нашем примере русская культура, лишена своей специфичной материальной культуры, т.к. материальная культура России принадлежит всем народам России.

Культура края, в нашем примере культура Тверской области, не содержит особых признаков физической культуры именно Тверской области. Нет особой тверской системы физической культуры.

Культура профессии, в нашем примере культура строителей, юристов, военных и т.п. Она не содержит особой духовной культуры: особых форм искусства, морали, общих знаний.

Культура анклава, в нашем примере культура Калининградской области, населенной русскими с их духовной и физической культурой, но материальная культура осталась немецкой, не своей. Особой калининградской духовной и физической культуры – нет.

Культура землячества, в нашем примере еврейская культура в РФ, отличается тем, что не имеет ни своей материальной, ни своей физической культуры, но чтит иудейскую религию и потому располагает своей особой духовной культурой, но не своей материальной и физической культурой.

Культура поколения – дети и молодые люди, которые еще не образовали своей материальной и своей духовной культуры, но с рождения овладевают физической культурой.

«Антикультура» – представлена, например, «ворами в законе», которые противопоставляют себя всему обществу в культурном отношении.

Социальная структура общества, разделенная по формам культуры, может дать представление о социальной динамике общества и его частей. Динамика видна там, где нет полного комплекса всех трех форм культуры. Этим объясняется, что любой факт культуры становится неполным, если в нем не представлены все формы культуры, и потому он недостаточен для культурообладания.

§ 4. Примеры культурных устремлений

Восполнение недостающих форм культуры у той или иной группы населения назовем владельческими культурными устремлениями.

Разделение населения страны по группам владения культурой имеет типологический характер. Этот значит, во-первых, что эти классы условны, т.к. выведены по заранее созданным, хотя и реальным признакам. Во-вторых, они вневременные, т.е. в равной мере относятся к любому историческому времени существования общества.

Так, до создания государственных образований на территории современной России, в условиях фольклорного, допись менного бытования людей, эти классы были уже представлены. Например, на территории современной Московской области постоянно обитали проторусские (славяне) и протомеряне (финно-угры), каждый со своей духовной и физической культурой (культура народа). В целом существовал определенный уровень материально-культурного освоения этой местности, которому отвечали соответствующие обычаи и нравы (культура края), имелось ремесло и сельское хозяйство, а также и сословие жрецов. Каждое из этих делений требовало своего физического воспитания и своей профессиональной подготовки и соответственно оборудованных мест приложения труда: создания пахотных земель среди лесов, разработок месторождений глины, оборудования усадеб, мест поселения, источников энергии, пользования водой и т.п. Так формировалась культура профессий. Если среди этого населения появлялись поселения, принадлежащие балтам, как это показывают археологические памятники Тверской области, то среди славян и финно-угров появлялся балтский анклав.

Финно-угорские или славянские выселенцы в степь оказывались в окружении тюркских народов. Если они не формировали своего анклава, то оказывались живущими диффузно между тюрками, но сохраняли своих богов. Это делало их связи между собой землячеством.

Важнейшим моментом для всех обитателей было умножение населения и приобщение молодого поколения к культуре. Степень посвящения в культуру, в частности, формально определяемая инициацией, различала поколения по ступеням введения в физическую, духовную и материальную культуру. Так различались поколения по культурному признаку. Наконец, нарушение обычаев и традиций ставило нарушителя в положение антиобщественного существа, изгнанника.

Этот пример показывает, что с момента становления культуры и до наших дней типологическая классификация равно может быть применима к обществу. Но она касается групп внутри общества, а не отдельных людей, которые могут принадлежать постоянно или временно к разным классам одновременно.

В этом различие между культурой общества и культурой личности, культурная структура которой определяется иными способами и принципами. Это такие принципы, как семейное происхождение, характер образования, трудовые навыки, идеалы и другое подобное.

Типологическая классификация, благодаря всеобщности, может играть роль средства измерения, характеризующего культурную историю общества и различие обществ с точки зрения их культурно-классовых составов.

Культура является для каждого нового поколения наследуемым имуществом, которое каждое новое поколение получает даром. «Богатый Север» и «Бедный Юг» различаются главным образом уровнем наследуемой культуры. Более высокая культура образует более комфортную жизнь при прочих равных возможностях.

В отличие от культуры общества личности, происходящие из обществ с меньшим уровнем культуры, желают оказаться в обществе с более высоким уровнем культуры. Эти личности мигрируют из местностей со сравнительно низким уровнем культуры в общества с более высоким уровнем культуры. Так, современная Западная Европа постепенно принимает выходцев из стран Ближнего Востока, Африки, с Балкан и из Восточной Европы. Этим путем формируются землячества арабов, турок, сербов, хорватов, поляков, русских, евреев в современной Германии и Франции.

Это движение из «Бедного Юга» в «Богатый Север» создает новую культурную ситуацию в странах Европы. В истории известны и другие походы «за культурой». Их движения по своим целям могли быть противоположны созданию землячеств. Люди двигались, напротив, на неокультуренные территории из окультуренных. Например, движение русских в Сибирь, на юг России, на север. Или колонизация территорий обеих Америк из Европы, колонизации Австралии и Новой Зеландии.

Смысл этих движений состоял в том, что на новых территориях формировались анклавы. Цель формирования анклавов состояла в том, чтобы, пользуясь преимуществами развитой духовной и физической культуры, построить в этих колониях высокую материальную культуру. Так же было с колонизацией Америки и Австралии.

Миграции, как видим, ведутся и велись с разными целями: захвата культуры или, напротив, создания культуры. Иногда эти цели переплетались. Так, например, в результате крестовых походов было создано Иерусалимское королевство – анклав западных пилигримов. По своим идеям оно было колониальным – принесение христианской культуры, а по своим фактическим целям – создание землячества с целью воспользоваться более высокой материальной культурой арабов того времени.

Движение германцев на Рим, в Причерноморье и в Африку имело ту же двойственность, как и движение гуннов и вообще тюрков и монголов на Запад и на Юг. Идеология этих движений состояла в установлении своей культуры на новой территории, а фактическая цель – захват итогов чужого культуросозидающего труда.

Различие колонизационной и захватнической миграций отразилось на их судьбах. Удержались только культуросозидательные движения, а движения, имеющие целью захват культуры, обращались в землячества, а их носители растворялись в коренном населении.

Другим типом культурно-классовых изменений в структуре общества является развитие сословного строя и близкого к нему цехового строя и, наконец, профессиональных организаций, фирм и др. Этот класс в своей исторической последовательности распределяется в соответствии с технологией и является результатом присообщения к технологиям людей на основе наследования профессиональных навыков либо через семью, либо через профессиональное обучение.

Этот тип культурных движений связан не с перемещением по территории, а, напротив, с развитием культуры в одной данной местности, где развивается тип профессиональной деятельности, формирующий определенную материальную культуру и связанную с ней и обеспечивающую ее физическую культуру.

Этот тип культурного движения основан на секретах дела, в которые не должны быть посвящены другие люди. Так, браминская каста хранила веды и храмовую культуру древней Индии, средневековые европейские цеха хранили свои секреты, современные фирмы имеют коммерческие тайны, равно как существуют тайны партийной политики, государственной политики и другое подобное.

Наличие тайны или секрета, возникающих вследствие разделения труда, не предполагает того, чтобы люди, хранящие тайну, были изолированы от общей духовной жизни и общей духовной культуры. Они отделяются от общей жизни в духе только в своем занятии, например, военные связаны присягой и обладают профессиональной физической подготовкой. Назовем такой класс людей профессиональной культурной группировкой.

Еще одним классом, развивающим культуру вне миграции, является разделение людей, живущих на определенной территории внутри общей территории, по роду занятий родственных народов. Изначально это фольклорная культура, основанная на единстве физической и духовной подготовки. Фольклорная культура не выделяет профессиональных культурных группировок, а только имеет их как бы в зародыше. Поэтому люди, связанные фольклорной культурой, не имеют профессиональных культурных группировок. Фольклорная культура сохраняется и тогда, когда коллектив, связанный единым фольклором, меняет место обитания.