Смекни!
smekni.com

Античность и Возрождение в культуре Западной Европы (стр. 1 из 8)

План

Вступительная часть
1. Древнегреческая культура
2. Культура Древнего Рима
3. Культура эпохи Возрождения
Заключительная часть (подведение итогов)

Введение

Колыбелью европейской цивилизации является античная культура. Античность (от латинского слова antikus - древний) - это совокупность проявлений греческой и римской древности, в особенности в области литературы и искусства. Античность как культурный наследник Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на политические и религиозные взгляды и мышление, литературу и искусство, на философию и юриспруденцию всех народов Европы и на весь современный мир.


1. Древнегреческая культура

В истории культуры Древней Греции, как и в истории самого древнегреческого общества, можно выделить несколько периодов.

Рубеж III-II тысячелетий до н. э. является важнейшим этапом в истории Европы. Именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему островах возникают общества, разделенные на классы. Около 2500 г. до н. э. на многих островах Эгейского моря и на материке создаются металлургические (бронза) центры. Наблюдаются значительные успехи в керамическом производстве, где стал применяться гончарный круг. Развивается мореплавание, усиливаются контакты между различными районами, распространяются технические и культурные новшества. Это связано с созданием нового поликультурного типа (средиземноморская триада), в основе которого лежит выращивание злаковых - ячменя, винограда, оливок. Большое влияние на развитие этого региона оказало и соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Пространство, прилегающее к Средиземноморью, в то время было заселено догреческим населением, которое говорило на языке, не относящемся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. (Система письменности, так называемое линейное письмо А, еще не дешифрована.) В результате археологических раскопок сложился целостный образ Эгейской культуры. В районе Эгейского моря существовали три культурные общности, которые и стали основой греческой культуры.

Самая древняя из них Критская или минойская (III тысячелетие - XII в. до н. э.), названная по имени мифического критского царя Миноса. Выдающимся памятником этой культуры является Кносский дворец, бывший по греческой мифологической традиции резиденцией царя Миноса. Дворец представлял собой грандиозное сооружение на общей платформе размером около 1 га. Сохранился один этаж, но ясно, что здание было двух-, а возможно, и трехэтажным. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, продуманную вентиляцию и освещение. Предметы быта были выполнены на высоком художественном уровне, часть - из драгоценных металлов. Стены помещений украшены фресками, изображающими придворную и религиозную жизнь острова Крит. Во дворце располагались кладовые и мастерские ювелиров, гончаров, художников.

В XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, которую ученые связывают с грандиозным извержением вулкана. Большинство поселений и дворцов погибло. Воспользовавшись этим, около 1450 г. до н. э., на остров с Балкан вторглись греческие племена ахейцев. Из передового центра Средиземноморья Крит превращается в провинцию ахейской Греции.

Более примитивные племена ахейцев испытали на себе влияние минойской культуры, на развалинах которой возникает новая - микенская. (Название дано по ее центру - Микены, на о. Пелопонес.) Расцвет ахейской Греции наступает в XV-XIII вв. до н. э. Географически она охватывала Пелопонес, Среднюю, значительную часть Северной Греции и многие острова Эгейского моря.

Как и на Крите важную роль в жизни ахейцев играли дворцы. Они отличались от критских, т.к. представляли собой мощные укрепления. Стены цитадели Тиринфа выложены из известняковых блоков весом до 12 т. Толщина стен 4,5 м, высота же только в сохранившейся части 7,5 м. Важную деталь дворца составлял арсенал с запасом оружия. Стены многих помещений украшены росписью, часто с батальными сценами. Наиболее яркое представление об ахейской культуре дают результаты раскопок на острове Тира, где были найдены остатки погибшего от извержения вулкана города. Сохранились двух- и трехэтажные здания, роспись на стенах. Известна фреска, изображающая двух боксирующих мальчика, на руке одного из них специальная перчатка. Были найдены и другие фрески с изображением стилизованных животных, панорамой города и моря со множеством кораблей.

В это же время (2600-1110 гг. до н. э.) на Кикладских островах получила развитие Кикладская культура. Она испытала сильное влияние крито-минойской культуры, что ярко прослеживается в настенной живописи. Влияние микенской культуры видно в сопоставлении элементов скульптуры (мраморных идолов).

В конце XIII в. до н. э. на Грецию двинулись северные народы. Около 1200 г. до н. э. одно из северо-западных греческих племен дорийцы захватили Микены. Ахейcкая цивилизация была разрушена.

XI-IX вв. до н. э. изучены учеными недостаточно. Главным источником для исследования этого периода служат археологические материалы и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев на Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны - Одиссея. Таким образом поэмы должны отражать жизнь ахейского общества в период его расцвета. Но сам Гомер жил, предположительно, уже в VIII в. до н. э. и многие реалии, быт и отношения минувшего знал плохо. Он воспринимал события прошлого через призму своего времени.

Архаическим (от греческого архаио - древний) периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н. э. Это время наиболее интенсивного развития античного общества. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие технические основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали ему специфику по сравнению с Другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации полис (город-государство); концепция суверенитет народа и демократическая форма правления. Бурные изменения в архаическую эпоху переживала и греческая культура.

В эти годы происходит выработка этнического самосознания, греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Так, согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э., стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение коллективизма, выросшего из полисной морали, и состязательности. Важнейший принцип этики - кто лучше послужит полису. Выработке морали способствовала военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей», - писал спартанский поэт Тиртей.

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона богов. Представления древних греков о происхождении мира не отличались принципиально от представлений других народов. Изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От их брака родилось второе поколение богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса под водительством Зевса свергли отца и захватили власть над вселенной. Таким образом, олимпийские боги - это третье поколение богов. Верховным божеством стал Зевс - повелитель неба, грома и молнии. Посейдон - бог воды орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыка подземного мира, Гера, супруга Зевса, - покровительница брака. Диметра покровительствовала земледелию. Среди потомков Зевса особо выделился Аполлон - бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Его роль в религиозных представлениях греков с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.

С точки зрения греков не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов. Связующим звеном между ними выступали герои. Такие из них, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были близки к человеку, испытывали человеческие страсти и могли страдать подобно людям.