Смекни!
smekni.com

Европейская культура Нового времени (стр. 10 из 13)

Эстетика романтизма проявилась прежде всего в идеях:

· свободы человеческой личности;

· самоценности искусства;

· синтеза искусств;

· смещение акцента от композитора-имровизатора на композитора—виртуоза;

· развитие лирического начала;

· психологизм;

· концертность

Наиболее популярным в музыке становиться так называемый «блестящий стиль игры». Произведения, написанные в этом стиле требовали от исполнителей особой технической подготовленности, так как были наполнены «биссерными» пассажами, сложными скачками, аккордовыми последовательностями, свободы рук и т.д. В музыку пришли различные эффекты (особенно после изобретения педалей у ф-но и др.).

В музыке среди романтиков наиболее прославились Бетховен (например, его знаменитые фортепианные сонаты «Аппассионата», «Лунная»), Шуберт («Неоконченная симфония»), Берлиоз («Фантастическая симфония»), Мендельсон («Песни без слов»), Шопен (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, этюды, картины), Лист и др.

Вообще в музыке конца 19 века происходит внутренний раскол эмоционального и рационального начал. Этот процесс хорошо охарактеризовал А.В. Луначарский, назвав эти направления объективно-архитектурным (эпическим) и эмоционально-чувственным (лирическим). Представителем первого направленя можно считать Венсана д`Энди, второй представлен в творчестве позднего Р.Вагнера, Р.Штрауса и Дебюсси. В музыкальной теории этот спор проявился в противостоянии так называемых интеллектуалистов и сензитивистами. Первые требовали от музыки логики, архитектурной ясности, вторые — глубокой эмоциональности и субъективного начала.

В живописи романтизм наиболее ярко проявился во Франции (Теодор Жерико, Э.Делакруа, Г.Доре), в Германии (Ф.Рунге, П.Корнелиус), В Великобритании (Дж.Констебль, У. Тернер), в Испании—Франсиско Хосе де Гойя. Темы извержения, кораблекрушения, шторма, пожара и т.д. Характерен приоритет колорита над рисунком.

Главными представителями романтизма в литературе считают Новалиса, Гофмана, Байрона, Гюго, Э.По).

Ярким проявлением романтических проявлений в живописи в к. 19 в. становится новые направления: импрессионизм и символизм. Представителями импрессионизма в живописи являются Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, среди скульпторов—Роден. Постимпрессионистами принято считать Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.

Неприятие академической школы способствовало рождению в Англиитакого художественного направления в 19 веке как прерафаэлиты. Представители – Россетти, Уильям хант, Джон Миллэ. Они писали несмешиваемыми красками на грунтовой основе, что делало их картины особенно яркими.

Романтизм пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. Тогда же вспыхнул интерес к христианству и готике. Романтики уравнивают высокое и низменное, обыденное и необыденное. Для картин этого направления характерно стремительность движения, драматизм сюжета, накал страстей, присутствие отношения автора.

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре 19 века являлся реализм. В реализме воплощается стремление отразить в искусстве жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания и искажений. Именно в 19 веке реализм становиться самостоятельным направлением, целостной системой воззрений на мир. Главная черта реалистической картины мира—стремление к типизации, обобщениям, соотношение личностного и общественного начал.

Критический реализм 19 века отличается от реализма Просвещения не только объектом критики (не антифеодальный, а антибуржуазный строй), но и методом изображения жизни. На первое место выдвигаются не проблемы отдельного человека, а проблемы социального характера. Главным героем становится тип общественного человека.

В области художественной литературы стилистическое развитие идет от классицизма Гете и Шиллера к романтизму Гюго и дальше к реализму Стендаля, Бальзака, Флобера и Мопассана к натурализму Золя и Гюсманиса. Представителями реализма в литературе принято считать Диккенса, Флобера, Стендаля, Бальзака, Твена, Эмиля Золя, Джон Голсуорси, Ибсена. В живописи—Т.Руссо, Н.Диас, Ж.Дюпре, К.Коро. Важно отметить также факт, что именно в 19 веке возникают и занимают ведущее место такие жанры как фантастика и (Жюль Верн, Герберт Уэльс) и детектив (Эдгар По, Конан Дойл)

Для живописи этого направления характерно изображение природы, света и воздуха, преобладание пейзажности. Реалистом в живописи называют Гюстава Курбэ.

В музыке реалистами являлись Россини, Дж.Верди, Жан Бизе.

На базе реализма в к.19 века возникнет направление натурализма. Философским основание этого течения являлся позитивизм и эволюционизм. Представители этого течения высказывали вражду к идеализирующей эстетике романтизма и классицизма, стремясь перенести в искусство методы эмпирического естествознания. Основным объектом их искусство становится «весь человек», о котором необходимо сказать «всю правду». Позитивизм проявляется в стремлении указать причины поведения людей и источники их моральных установок, связав их с физиологией. Согласно установке натуралистов художник не должен вмешиваться в описываемые события. Натуралисты стремятся преодолеть условность искусства, сделав произведение искусства точным описанием факта. Если основным принципом реализма является типизация, обобщение, то в натурализме господствует принцип достоверности фрагмента жизни.

XIX век ознаменовал собой целый ряд значительных новшеств в театральном искусстве. Одним из них был условный жест. Театр стал особой знаково-трансляционной системой предполагавшей понимание заранее изученного языка, что потребовало от зрителя подготовленности для восприятие театральных постановок. Ансамбль искусств в театре перестал быть гармоничной системой и суммой различных видов художественной деятельности, а стал единым явлением, обладающим целостностью. Все виды искусства, входящие в него уже не обладают самостоятельностью, а воспринимаются только в единстве с общим комплексом.

Среди представителей драматургии 19 века можно назвать Бернарда Шоу, Генриха Ибсена, Юхана Стринберга. Это время великих актеров, таких как Сара Бернар, Эдмунд Кин, Элеонора Дузе.

19 век интересен появлением самостоятельного классического балета как особого вида искусства. У истоков этого вида художественной деятельности стоит английский хореограф Джон Уивер. Он первым начал создавать целые балетные спектакли на античные сюжеты; но главным был полный отказ от пояснительных слов к танцу — их заменила пантомима. В балете начинается процесс выработки самостоятельного языка. Расцвета балет достигает в Париже: появляется особая система техники движения на пуантах, техника прыжка и т.д. В стилевом отношении в балете развивается романтизм. Романтический балет отдал основное место женщине балерине. Достижением жесткой техники стала особая грация, плавность и выразительность движения. Балерины были не просто любимы народом: они становились центром общественной жизни, они имели огромное количество поклонников, их личные вещи хранили как святыню, их изображения помещали на посуде, одежде, ценных гравюрах и т.д. Газеты помещали статьи о повседневной жизни балерин на первой полосе.

Ведущим стилем архитектуры н. 19 века был классицизм, но под влиянием идей романтизма в середине века возникает интерес к готике, итальянскому Ренессансу, барокко, а самое интересно, что появляются сооружения, которые соединяли в себе черты разных стилей. Такое смешание получило право называться самостоятельным стилем—«эклектическим». В к.19—н.20 века формируется новый архитектурный стиль—модерн.

Главной особенностью архитектуры 19 века было развитие промышленной архитектуры, те строительство вокзалов, мостов, фабрик и т.д. Популярны были идеи превратить залы ожиданий вокзалов в музей и выставочные галереи.

В сер 19 века возникает новый вид искусства — фотография (от греч. «свет» и «писание»). Фотография—синтез физики и химии. Собственно сама камера-обскура (от лат «темная комната») была известна еще в средневековье и была популярна уже у художников Возрождения. Многое в ее развитии сделал Леонардо да Винчи, но никто долго не мог закрепить изображение — для этого потребовалось развитие химии. Официальная дата рождения фотографии—7 января 1839г., когда Доминик Араго (фр. Астроном и историк) доложил Парижской Академии наук об изобретении «дагерротипа»»—закреплении светового изображения.

28 декабря 1895 года, в Париже в «Гранд кафе» состоялся первый публичный киносеанс. Братья Люмер, показав зрителям свои корометражки даже и не осознавали важности данного события. Среди первых картин были «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», которые сразу разделили кино на игровое и документальное. В США над проблемой движущихся картинок работал Эдисон. Самыми популярными были сказочные и фантастические сюжеты.

В моде 19 века господствуют действительно великие модные салоны (сыновья Ворта Жан Филлип и Гастон, английская фирма Редфрен, Жак Дусе, Пакен и др. Каждый из них имеет свой стиль. Французская мода заметно преобладает. В моде 19 века господствует два основных направления: спортивная одежда и стилевое (для которого характерно представление о женщине-цветке, женщине салонов и развлечений, свободная и не стянутая корсетом. Женщины осваивают многие виды спорта, в том числе езду на велосипеде. Только появление стиля модерн, в к. 19—н. 20 века будет содействовать примирению двух враждующих направлений в женской одежде.

Именно это время изобретает канкан, который назовут переложенной на язык танца непристойностью. Впервые в истории пикантным становить не сам факт приподнимания женской юбки, а то, что она делает это сама, и при том преднамеренно и не для одного, а для целой сотни мужчин.