Смекни!
smekni.com

Европейская культура Нового времени (стр. 12 из 13)

Гюго, Виктор Мари (1802—1885)—французский писатель. Представитель романтизма в литературе. Для его произведений характерно смешение трагичного и комического. Наиболее известные произведения: «романы «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется», сборники стихов «Восточные мотивы», «Легенды веков».

Дарвин Чарльз Роберт (1809—1882)—английский естествоиспытатель, основоположник теории эволюционного развития органического мира. Основной труд «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», «Изменение домашних животных и культурных растений». Высказал предположение, что человек произошел от обезьяны.

Дега, Эдгар (1834—1917)—французский живописец, график, скульптор. Представитель импрессионизма. Мастер пастели. Для его произведений характерны асимметричность композиции, преднамеренное нарушение перспективы. Излюбленными темами являются эпизоды балетной жизни. Известные произведения: «Голубые танцовщицы», « Репетиция балета на сцене», «Звезда», «Ванная».

Делакруа, Эжен (1798—1863)—французский живописец и график, писатель, глава французского романтизма. Одной из излюбленных тем является история. Известные произведения: «Свобода, ведущая народ», «Алжирские женщины», «Взятие крестоносцами Константинополя».Автор многочисленных статей, «Дневников» и писем, представляющих литературный интерес.

Диккенс Чарльз (1812—1870)—основоположник критического реализма в английской литературе. Автор романа «Приключения Оливера Твиста».

Жерико, Теодор (1791—1824)—французский живописец и график. Основоположник французского романтизма. Проявляет интерес к изображению экспрессивного безумства. Наиболее известные произведения: «Плот Медузы», «Дебри в Эпсоне», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем».

Золя Эмиль (1840—1902)—французский писатель, переводчик, представитель натурализма. Для его произведений характерны социальная направленность и правдивость. Автор романов «Чрево Парижа», «Западня», «Разгром», «Деньги».

Ибсен, Генрих (1828—1906)—норвежский драматург, прославившийся драмами на сюжеты скандинавских саг. Представитель реализма в драматургии. Создатель национального норвежского театра. Известные произведения: «Пер Гюнт», «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка».

Карно Николо Леонар Сади (1796—1832)—французский физик и инженер, один из основателей термодинамики.

Констебл, Джон (1776—1837)—английский живописец, пейзажист, сыгравший большую роль в развитии пленэрной живописи в Европе. Автор работ: «Телега для сена», «Дадхемская долина».

Конт Огюст (1798—1857)—французский философ, основоположник позитивизма, согласно которому наука может познавать не сущность природных объектов, а только их воспринимаемую человеческими органами данность. По степени абстрактности разработал классификацию научных направлений. Выдвинул теорию трех стадий эволюции человечества: теологическую, метафизическую и научную. Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

Корнелиус Петер фон (1783—1867)—немецкий живописец. Представитель романтизма. Прославился картинами на религиозные и исторические темы.

Курбэ, Гюстав (1819—1877)—французский живописец, участник Парижской коммуны. В своих произведениях развивал идею образа простого труженика: «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане».

Лист, Ференц (1811-1886)—венгерский композитор, пианист--виртуоз, дирижер, педагог, общественный деятель, музыкальный писатель. Представитель романтизма в музыке. Новаторство композитора заключается в развитии принципов программности (что появилось в излюбленных жанрах: фантазии, баллады, рапсодии, транскрипции), создании нового жанра одночастной симфонической поэмы и талантливом использовании народно-венгерских мотивов. Наиболее известные произведения: два концерта для фортепиано с оркестром, «Пляска смерти», «Фантазия на венгерские народные темы», рапсодии, 3 тетради «Годы странствий», концертные этюды, симфония к «Божественной комедии Данте», опера «Замок любви», фортепианные миниатюры (вальсы, прелюдии, мазурки).

Максвелл Джеймс Клерк (1831—1879)—английский физик, создатель классической электродинамики, создатель теории электромагнитного поля. Исследовал проблемы газов, оптики, истории физики и др.

Маркс Карл (1818—1883)—философ, основоположник научного коммунизма, разработавший теорию и практику классовой борьбы. Основные работы: «Капитал».

Мендель Грегор Иоганн (1822—1884)—австрийский естествоиспытатель, основоположник учения о наследственности.

Мендельсон-Бартольди, Феликс (1809—1847)—немецкий композитор, пианист, органист, дирижер, общественный деятель. Представитель немецкого романтизма. Для его музыки характерна элегичность, вокальность мелодии, тематически—склонность к фантастической скерциозности. Создатель жанра программной концертной увертюры. Наиболее известные произведения: увертюра к комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь», «Итальянская» и «Шотландская» симфонии, цикл миниатюр для фортепиано «Песни без слов», концерты для фортепиано и скрипки, камерные ансамбли, хоры, песни.

Моне, Клод (1832—1926)—французский художник, представитель импрессионизма, пейзажист. Автор серии картин «Стога сена», «Руанский собор», «Впечатление. Восходящее солнце»

Мюссе, Альфреда де (1810—1857)—французский поэт—романтик. Для его произведений характерно пессимистические настроения. Автор романа «Исповедь сына века», цикла поэм «Ночи».

Ницше, Фридрих (1844—1900)—немецкий философ и писатель, мыслитель и мастер афоризма. Автор трудов «Рождение трагедии из духа музыки», «Антихрист», «О пользе и вреде истории для жизни».

Паганини, Никколо (1782—1840)—итальянский скрипач, композитор. Представитель музыкального романтизма. Произвел переворот в скрипичном исполнительстве, значительно обогатив скрипичное исполнительство, введя новые технические и колористические эффекты (техника двойных нот, игра на одной струне, пиццикато, флажолеты). Наиболее известные произведения: «24 каприса» для солирующей скрипки, концерты для скрипки с оркестром, более 200 пьес для гитары, сонаты, «Вечное движение», вариации, камерно-инструментальные произведения.

Писсаро Камиль (1830—1903)—представитель импрессионизма в живописи. Для его картин характерны особая легкость светового изображения пейзажей, мягкая гамма. Особо любимы им городские пейзажи. Автор работ «Оперный проезд в Париже», «Бульвар Монмартр».

По Эдгар Аллан (1809—1949)—американский писатель-романист. Для его литературного метода характерен метод романтической иронии. Автор многочисленных новелл.

Ренуар, Огюст (1841—1919)—французский живописец, скульптор и график, прелставитель импрессионизма. Особенно любимым образом его работ являются женщины, в которых он подчеркивает, прежде всего, их плотскую красоту. Для его картин характерны прозаичность и воспевание красоты в равной мере. Наиболее известные картины «Мулен де ла Галет».

Роден Огюст (1840—1917)—французский скульптор. Для его работ характерны жизненность образов, текучесть и динамичность форм, граничащая с незаконченностью, что приближает его к импрессионизму. Ощущается склонность к философскому анализу и драматизму образов. Известны работы «Граждане Кале», «Мыслитель», «Врата Ада», «Поцелуй», «Вечная весна».

Россини, Джоаккино (1792—1868)—итальянский композитор. Наиболее ярко проявил себя в оперном жанре, став его реформатором (ввел драматический речитатив, патетические арии, жанр лирико-бытовой музыкальной комедии и оперу—семисерию, обогащает вокальные мелодии декламационностью). Наиболее известные произведения: оперы «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Отелло», «Золушка», симфоническая и инструментальная музыка.

Сезанн, Поль (1839—1906)—французский художник, представитель постимпрессионизма. Создатель техники аналитического геометризма. Для его работ характерны текучесть линий, нарушение законов перспективы, совмещение разных точек зрения в одной, ограниченность и рациональность цвета. Излюбленной темой является пейзаж без людей. Известны работы «Пьеро и Арлекин», «Игроки в карты», «Берега Марны».

Стринберг, Юхан Август (1849—1912)—шведский писатель, автор исторической драмы «Мастер Улуф», социального романа «»Красная комната» утопических произведений «Утопии в действительности».

Тик, Людвиг (1773—1853)—немецкий писатель романтик, автор сказочных комедий «Кот в сапогах», «Синяя борода», сборника романтических поэм.

Тулуз-Лотрек Анри (1864—1901)—французский художник, произведения которого отличаются гротеском. Его творчество повлияло на развитие плакатной и карикатурной живописи.

Фарадей Майкл (1791—1867)—английский физик, основоположник учения об электромагнитном поле. Открыл явление электромагнитной индукции, законы электроанализа, доказал тождественность различных видов электричества, высказал идею о существовании электромагнитных волн.

Фихте, Иоганн Готлиб (1762—1814)—представитель немецкой классической философии идеализма. Призывал немецкий народ к моральному обновлению и объединению. Ввел понятие противостояния всеобщего «Я» объективного «не-Я». Основные труды «Наукоучение», «Речи к немецкой нации».

Шеллинг Фридрих Вильгельм (1755—1854)—немецкий философ, представитель классического идеализма. Рассматривал искусство как высшую форму постижения мира, что сближало его с иенскими романтиками. Автор работы «Система трансцендентального идеализма».