Смекни!
smekni.com

Культурная и духовная жизнь японцев (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации

Пермский государственный институт Искусства и Культуры

Факультет культурологии

Кафедра Социально – культурной деятельности

Реферат

Культурная и духовная жизнь японцев

Исполнитель: Корытова Александра

Викторовна, студентка гр. МК – 11

Научный руководитель: Лепоринская Т. Н.

Пермь 2006


Содержание

1. Введение

2. Краткая характеристика этнонима

3. Статистическая оценка населения

4. История заселения японских островов

5. Антропологическая характеристика

6. Языковая характеристика

7. Письменность

8. Мифологические представления Японцев о зарождении мира

9. Особенности культурной жизни

10. Особенности традиционного сельского хозяйства

11. Традиционное жилище

12. Традиционная одежда

13. Традиционная кухня

14. Духовная жизнь Японцев

Заключение

Список использованных источников


1. Введение

Икебана, харакири, сад камней, самурай, кимоно, театр кабуки, чайная церемония, сад песка, борьба суммо, синтоизм. Что означают все эти понятия, какой загадочный смысл таят в себе? Да и вообще кто такие японцы, какими они представляют мир вокруг себя, что является основой их мировоззрения, как по их представлениям зародился мир и они сами? На все эти и многие другие вопросы я и постараюсь ответить в своем реферате.

Спектр знаний современного человека относительно Японии настолько примитивен и необширен, что бытующие дилетантские представления становятся основополагающим. Например, такие как, японцы употребляют в пищу всё, что движется, независимо от того, готово блюдо или только поймано из окружающей среды; постоянно кивают головой как болванчики; не смотрят в глаза собеседника, так как будто в чем-то провинились; часами наблюдают за самыми обыденными картинами природы; стараются не пускать к себе иностранцев; специально обучают девушек для ублажения (как духовного, так и плотского) мужчин и некоторые другие подробности, не раскрывающие сущности этого загадочного и таинственного народа. Такие ассоциации возникают у человека, знакомого с японской культурой, так же как с культурой древних американских или африканских племен, то есть по принципу: где-то что-то слышал, когда-то видел японский мультик или боевик. А заглянуть в душу народа «страны цветущей сакуры» является делом более трудоемким, требующим анализа получаемой информации и изучения более традиционных и научных источников, именно по такому принципу я буду строить свою работу.

С одной стороны, конечно, нам никогда не понять менталитет другого народа и даже при попытке воспроизвести какое-либо из японских чудес у себя дома вряд ли увенчается успехом. Совершенно верно по этому поводу сказали Пронников В. А. и Ладаков И. И. в своей книге «Японцы»: «Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положили в основу паркового искусства…Если попытаться перенести японский парк в какую-либо другую страну, то ничего не получиться. Дух, атмосфера – вот, что главное в японском парке».

Как о людях с такой глубокой и загадочной философии, как японцы можно так рассуждать («Воздаяние за добро и зло неотступно, как тень. Радость и страдание следует за добрыми деяниями, как «эхо в ущелье» - буддийские проповедники). Вообще японская поэзия требует отдельного внимания и изучения, потому что именно в стихах, кажущихся на первый взгляд странными и неглубокомысленными скрывается таинственный мир мировоззренческих концепций японского народа. Японские поэты – «творцы и хранители японской старины» (Мещеряков А. Н.).

Моя задача не просто рассмотреть японцев как народ и тем более не осудить их традиции, верования и представления о мире, а пропустить через себя полученную информацию в целях личного духовного обогащения и приобретения жизненного опыта в формировании мировоззренческих установок.

Тут будет уместно возражение о том, что, не зная как следует свою историю, я берусь изучать историческое прошлое, совершенно отличного от нас этноса, но это лишь оттого, что история самой Японии интересует меня меньше, чем их мир мыслей и поступков.


2. Краткая характеристика этнонима

Название страны – Япония во всех европейских языках от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны – Нихон (или более официальное название – Ниппон). Первый из этих знаков обозначает – солнце, второй – корень или основу. Отсюда иносказательно Японию обозначают как страну восходящего солнца. Самоназвание Японцев «Нихондзин» («дзин» по-японски значит «человек»).

3. Статистическая оценка населения

В Японии проживает более 127 миллионов человек. Прирост населения каждые 10-12 лет в среднем 1%. В Зарубежной Европе 15 тысяч японцев, В Зарубежной Азии – 119910 тысяч, в Америке – 1580, в Австралии – 5, в мире в целом –125,5 миллионов человек.

Также японцы проживают в США (Калифорния, Гавайские острова) – 800 тысяч, Бразилии – 750, Перу – 70, Канаде – 65, Аргентине – 40 тысяч человек и других странах Америки, Европы, Азии и Австралии.

Средняя продолжительность жизни населения наивысшая в мире: 77,1год у мужчин, 83,99- у женщин. Доля городского населения примерно 80%. Среди лиц старше 15 лет 91,7% окончили различные учебные заведения, при этом 24,3% общего числа окончили начальные и средние школы 1-ой ступени, 45,7% - средние школы 2-ой ступени, 11,9% - профессиональные школы и колледжи, 14,6% - университеты и аспирантуры.

4. История заселения японских островов

Государство Япония расположено в западной части Тихого океана на цепи островов (всего их более 4000, самые крупные – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку). Острова омываются водами Тихого океана, Японского, Охотского и Восточно-Китайского морей.

Для географического положения характерна значительная вытянутость с севера-востока на юго-запад, что обусловило разнообразие природных условий. Крайне северные районы страны находятся в холодном климатическом поясе, центральный – в умеренном, южный – в субтропическом.

К главным островам страны – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо прилегает до 4 тысяч малых островков вулканического происхождения, некоторые островки имеют коралловое происхождение, то есть не пригодны для жизни. К малым островным группам в Тихом океане относятся Идзуноситито, Огасавара (Бонин), Ёрито (Сернистые). Восточная окраина – островок Маркуса (Минами-Торисима), южная окраина – остравная группа Рюкю (Нансэй), состоящая из более чем 211 островов. Самым Западным является остров Хонсю.

На протяжении большей части четвертичного периода Япония была связана сухопутным мостом с Евразией и составляла с ним единое целое. Японское море было тогда огромным внутренним озером. Поэтому древнейшие люди, близкие к обитавшему в Восточной Азии синантропу, вполне могли проникнуть на её территорию. Были найдены каменные орудия, сопоставимые с нижнепалеотическими. Бесспорно, датируется лишь памятники эпохи мезолита (10 – 6 тысячелетия до нашей эры). Древнейшие из неолитических культур Японии, культура протодземонов, датирующаяся 7 тысячелетием до нашей эры. С 7 по 1 тысячелетия до нашей эры – неолитическая культура дземон (что дословно переводится как «веревочный узор»), распадающаяся на более узкие по своим хронологическим и географическим рамкам локальные культуры, идентичные по каменному и по хозяйственно – культурному типу поселения. Это были племена с охотничьим и собирательным хозяйством, также они занимались своеобразным рыболовством – собирали моллюсков в прибрежных районах. Скорее всего, население эпохи дземон по своему языковому и физическому типу было близко современным айнам, которые и могут рассматриваться как наиболее прямые потомки первых людей, заселявших территорию Японии и относящихся к ней островов.

Древнейшие айнские племена расселялись морским путем из Юга – Восточной Азии вдоль Филиппинского и Рюкюского архипелагов. В физическом облике и даже в отдельных этнографических чертах (например, татуировки) в современном населении островов Рюкю прослеживаются некоторые элементы айнского субстрата в большей степени, чем среди населения Центральной Японии. Были ли японские острова к моменту прихода древних айнов необитаемыми или же айны включили в свой состав потомков палеотического и мезолитического населения страны, сказать трудно и по сей день.

Во 2 тысячелетии до нашей эры Южную Японию начинают заселять малайско – полинезийские по своему языку и южно-монголоидные по расовому типу племена, которые смешиваясь с более древним айноязычным населением, включают в себя немало айнских элементов. В хозяйственно – культурном отношении эти племена мало отличались друг от друга.

В 6 – 5 веках до нашей эры в этническом и культурном облике населения Южной Японии происходят существенные сдвиги. Через Цусимский пролив сначала на север острова Кюсю, затем на остров Сикоку и на юго-запад острова Хонсю проникают из южной Кореи племена – носители энеолитической культуры яёй. Племена культуры яёй были значительно выше по уровню хозяйственно – культурного развития, чем племена культу дземон. Им было известно поливное рисосеяние, они уже имели навыки скотоводства, занимаясь разведением коров, свиней, лошадей. Также у них были некоторые связи с высокоразвитыми цивилизациями Восточной Азии. Из Китая и Кореи к этим племенам проникли металлические, бронзовые и железные орудия и оружия, гончарные изделия. В племенных объединениях зарождается раннеклассовые отношения, далеко заходит имущественное расслоение, появляется рода – племенная знать.

Появившиеся племенные объединения, начинают называться «царствами». В течение 1 – ых веков нашей эры между крупными «царствами» идет ожесточенная борьба за господство. Победу одерживает «царство» Ямато, которому удалось захватить наиболее богатые и плодородные земли и утвердить тем самым свое господство над всей Центральной и Южной Японией. Завершается консолидация древнейших племен в народность, которая развивается, испытывая внешнее влияние более древних и развитых цивилизаций (Китайской, Корейской, Индийской), в это время появляются железные орудия.