Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 2 из 8)

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. По этому поводу Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все, убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди. Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать «культурным шоком». Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых присущих человеку как представителю того общества, в которое он прибыл. Собственно говоря, - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Если культура регулирует поведение людей, можно ли назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.

Основные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном.

Материальная культура - это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам че­ловек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание но­вых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.

Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные послед­ствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением ору­дий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно раз­вивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему ока­залось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в та­ком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятель­ность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фей­ербах (1804-1872) говорил, что животные отражают только непосред­ственно для жизни необходимый свет солнца, человек — сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радо­сти, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к ду­ховным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и со­вершенствовался сам.

С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложня­лись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, со­ставляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру куль­туры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.

Культура производства - наиболее важный элемент в материаль­ной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является ос­новой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и дру­гие предметы, без которых жизнь подобна животному существова­нию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются раз­личные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.

Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей обще­ства того времени - задачей выживания. По орудиям труда, которы­ми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем раз­витии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связан­ные с трудовой деятельностью, - утварь и украшения, скульптур­ные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего со­здания и особых приспособлений, и определенных знаний об исполь­зуемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фи­гурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной зада­чей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение но­сящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели - добыче средств существования. Можно сказать, что производ­ственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во вся­ком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире «человека дея­тельного» (homoagens).

Уже на самых ранних этапах материального производства сложи­лись и утвердились три главных его составляющих, ставших опреде­ленными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и резуль­тат труда.

Степень развития техники и всех ее элементов в обще­стве демонстрирует уровень накопленных им знаний, связан­ных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда - не только опредмеченное знание, но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навы­ков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой тех­ники и новых технологий поднимает общество на новую ступень раз­вития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с произ­водством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изме­няет и до определенной степени совершенствует человека. Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипу­лятора там, где среда представляет собой опасность для человека, бе­рет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает прояв­ление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это по­вышает производительность труда, совершенствует отдельные спо­собности и навыки работника, но все остальные человеческие дан­ные притупляет, «отменяет» как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится «частичным» человеком, его универсаль­ные возможности не находят применения. Он специализируется, раз­вивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С раз­витием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необхо­димости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти «тре­бования» техники к человеку положили начало процессу отчужде­ния, при котором и техника, и результаты труда начинают противо­стоять человеку как некая внешняя сила. Создание автоматизированного производства усилило процессы от­чуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них - проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли пре­одолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстракт­ный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходи­мых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жест­кой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация противоположна универсальности и цельно­сти человека, и культура общества, базирующегося на высокоразви­том производстве, высоких технологиях, заставляет человека «рас­плачиваться» за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сто­ронами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.