Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 8 из 8)

Правовая культура связана с нормами права, созданными в том или ином обществе. Возникновение права относится к периоду возникновения государственности. Существовали своды правил - варварские правды, но они включали в себя только систему наказаний за нарушения обычаев племени или позже права собственности. Эти «правды» еще не были в полном смысле слова законами, хотя, уже выполняли одну из функций права: регулировали отношения между отдельным человеком и сообществом в целом. Для любого об­щества характерно стремление к определенному упорядочению отно­шений, что выражается в создании норм. На этом основании ивоз­никла мораль. Но как только в обществе появились различные виды неравенства, понадобились такие нормы, за которыми стояла бы оп­ределенная сила. Так постепенно возникли правовые нормы. Они впервые были сведены в систему еще вавилонским царем Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Основные статьи законов должны были закрепить склады­вающиеся и сложившиеся имущественные отношения: вопросы, касающиеся наследования, наказания за кражу собственности и другие преступления. Впервые в истории человечества к подданным государ­ства предъявлялись зафиксированные требования, которым должен был следовать каждый. Во многих статьях закона еще звучали отго­лоски варварских «правд»: доказывать свою невиновность должен был сам обвиняемый, эти доказательства зависели от ораторских способ­ностей или кошелька истца, и чем богаче был обвиняемый, тем мень­шее наказание на него налагалось. В культуре других, более поздних Цивилизаций юридические нормы развивались, и для их поддержа­ния вырабатывались особые учреждения. Правовые нормы являются в каждом обществе обязательными для всех. Они выражают волю государства, и в этой связи правовая культура складывается минимум из двух сторон: из того, как государство представляет себе справедливость и осуществляет ее в правовых нор­мах, ииз того, как подданные государства относятся к этим нормам и соблюдают их. Мера правовой культуры заключается и в том, насколько нравственной является функционирующая в обществе правовая система, как она рассматривает права человека и до какой степени гуманна. Кроме того, правовая культура включает в себя организацию судеб­ной системы, которая должна в полной мере опираться на принци­пы доказательности, презумпции невиновности и пр. Правовая культура связана не только с явлениями духовной культуры, но и с государством, собственностью, организациями, пред­ставляющими материальную культуру общества.

Экологическая культура несет в себе проблемы взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, она рассматривает раз­личные формы влияния на нее производственной деятельности и ре­зультат этого влияния на человека - его здоровье, генофонд, пси­хическое и умственное развитие. Последняя треть XX века с особой остротой поставила вопрос о будущности человечества. Экологическая ситуация в мире, проблемы войны и мира продемонстрировали, к каким последствиям приводит стихийное развитие производства. Экологическая культура предполагает поиск путей по сохранению и восстановлению природной, естественной среды обитания. Среди те­оретиков этой культуры можно назвать А. Швейцера, считавшего лю­бую жизнь высшей ценностью и что ради жизни нужно выработать этические нормы отношения человечества с окружающей средой.

Эстетическая культура пронизывает практически все сферы деятельности. Человек, создавая весь мир вокруг себя и развивая само­го себя, действует не только из соображений пользы, не только в поисках истины, но и «по законам красоты». Они вбирают в себя огромный мир эмоций, оценок, субъективных представлений, а так­же объективных качеств вещей, попытки вычленить и сформулиро­вать принципы красоты. Эта сфера человеческой деятельности специфична для разных эпох, обществ и социальных групп. При всей своей многообразной неустойчивости она является непременным условием существования лю­бого общества, любой эпохи и любого человека, включая в себя ис­торически сложившиеся представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Они вопло­щаются в конкретной деятельности, изучаются в теоретических тру­дах и так же, как и моральные нормы, воплощаются во всей систе­ме поведения, в существующих обычаях и обрядах, в искусстве. В системе эстетической культуры можно выделить эстетическое созна­ние, эстетическое познание и эстетическую деятельность. В эстетическом сознании мы различаем эстетическое чувство, эсте­тический вкус, эстетический идеал. Не вдаваясь в специальный анализ каждого элемента, заметим лишь, что все они вырабатываются в про­цессе общественной практики, выражая отношение к миру, его оцен­ку, представления о гармонии, совершенстве, о высшем уровне пре­красного. Эти представления воплощаются в деятельности, в мире со­здания вещей, во взаимоотношениях людей, в творчестве. Эстетическая деятельность - это воплощение эстетичес­кого сознания и знаний об эстетическом в действительности и в творчестве.

Завершив рассмотрение видов культуры, заметим что и материальная, и духовная культура не существуют независимо друг от друга. Множеством различных связей они проникают друг в друга и взаимодействуют. Эти две стороны и составляют особенность, от­личительные черты любой культуры. Особенно явственно это видно при анализе каждой конкретно-исторической или национальной культуры. Между материальной и духовной культурами существует не толь­ко связь, но и различия. Материальная культура имеет тенденцию фи­зического и морального старения, поскольку совершенствование и развитие техники и производства в целом постоянно вытесняет то, что было создано обществом, находящимся на прежнем уровне зна­ний о мире и технической вооруженности. Духовная культура обладает особой формой долговечности: ее истинные ценности не под­вержены моральному старению и могут различно восприниматься со­временниками, сохраняя свою ценность именно в качестве явлений культуры.

Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Культурное наследие выражают культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так в заключении делаем выводы:

-культура надприродна, культура искусственна. Человек претворяет и достраивает природу. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого, и чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам;

- культура представляет собой системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи;

- кроме материальной и духовной культуры существуют сложные виды материально-духовной культуры, включающей в себя особенности этих обеих культур;

- культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. Культура - духовная жизнь общества. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который отличает их бытие от природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла;

- культура сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал культуры, зависит его настоящее и будущее.


Библиография

- Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

1. Ерасов Б.С., Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. Аспект Пресс, 1996.

2. Культурология: Курс лекций под ред. А. А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998г.

3. П. С. Гуревич “Человек и культура” учебник Москва Изд. “Дрофа” 1998г.

4.“Культурология" под ред. А. Н. Марковой Москва 1998г.

5. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.