Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 4 из 8)

Готический стиль. Стиль рококо.

Возникновение индустриального производства создало мир стан­дартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, раз­новидности, они обеднили и обезличили "окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к бо­лее частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску инди­видуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность - дизайн (англ. design«замысел, проект, чертеж, рисунок») и экономичность вещественной среды. Деятельность современ­ных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, ус­транения в ней «предметного хаоса». Вряд ли можно сказать, что количество или стоимость вещей как-либо обус­лавливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстри­руют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприя­тия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посети­телям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863-1938) о том, что театр начинается с ве­шалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окру­жающей среде. Например, даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать нега­тивную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, нео­прятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме «Репетиция оркестра» великий кинорежиссер Федерико Фел­лини (1920-1993) такой вандализм людей связывает с символичес­кой картиной конца света, полагая, что его главным симптомом яв­ляется утрата культуры в отношении всего, что окружает человека. Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрез­мерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено слово «вещизм», ха­рактеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслу­живают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более "человечной", вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.

Физическая культура - это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духов­ного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом. Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с ус­пехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье состав­ляет физическую культуру. Исследо­вания специалистов показали, что за­нятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популяр­ным, развивает человека слишком односторонне, и требует постоянного увеличения нагрузок, а че­ловек при всей универсальности сво­их возможностей все же конечен. Мы знаем, как ценят ред­кие, но насыщенные минуты спор­тивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека - это овладение особенностями своего организма, умение им пользовать­ся, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адек­ватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда. Это дает настоящее единство умственного и физического труда (физическое здоровье, выносливость, умение вла­деть собой, сохранять высокую работоспособность в ум­ственной деятельности независимо от внешних факторов, а умствен­ная деятельность определяет эффективность физического труда). Физическое здоровье не всегда выступает показателем физичес­кой и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладав­шие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, кото­рые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Де­лано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не ме­нее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы - во время второй мировой войны. Из этого следует, что только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволяет людям действовать, а это и составляет сущность физической культу­ры (культура организует физические возможности человека). Такое проявление физической культуры человека и есть торжество не только тела, но и духа, ибо только человек существует в единстве материального и духовного.

Духовная культура представляет со­бой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, на­чиная от эмоционального мира отдель­ного человека и кончая гениальными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя, их цели, идеи, знания. Другими словами, духов­ная культура, входя в системную це­лостность культуры вообще, сама представляет собой особый мир и осо­бую систему. Духовная культура - это мир идей, связанных с существованием человека в мире. Наличие ду­ховной культуры - специфика человеческого образа жизни. Она про­является не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем его богатстве. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука и религия.

Интеллектуальная культура. Для понимания этого явления необходимо различать такие поня­тия, как сознание и интеллект. Сознаниепредставляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, возник­ших на основании ощущений. В нем всегда выделяют два уровня - кон­кретно-чувственный и абстрактно-логический. Сознание - способность человека к целенаправленной деятельнос­ти, выражающейся в формировании целей, поиске способов их дос­тижения, в выработке отношения к действительности и отношений в самой действительности; частью созна­ния является интеллект.

Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное воспроизведение различных сторон и отношений мира. Животное отражает в окружающем мире только то, что необходи­мо для жизни. Для этого ему вполне достаточно органов чувств. Но человеку приходится отражать значительно больше: то, что нужно для выживания, и то, чем это можно добыть. Кроме того, ему приходит­ся отражать и качественно иначе: ему важно знать свойства, особен­ности того или иного предмета, а для этого уже мало одних органов чувств. Человеку приходится отвлекать от разных вещей и предметов их сходство (а видя сходство, замечать и отличие) и создавать поня­тия. Этот процесс растянулся для человечества на миллионы лет. Появление мышления и речи - процесс одновременный и по своей сути - культурный процесс. Общественный характер отношений ускорил развитие мышления и речи, появились новые способы хране­ния и передачи информации в обществе, новые способы общения, человечество вступило на новый уровень культурного состояния.

Интеллект происходит от лат. «intellectus» познание, понимание, разум, ум, рас­судок, из перевода этого термина, следуют разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементар­ный уровень абстрагирования, а разум - как способность вырабаты­вать идеи. До сих пор наличие рассудка связывают с умением решать простые повседневные задачи, ставить обыденные, вполне понятные цели, а в психологии - с нормальным, адекватным отражением действительности. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.

Мышление - высшая форма активного отражения мира, где проис­ходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, выра­батываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач. Культура мышления предполагает умение сопоставлять друг с дру­гом различные явления действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать и вскрывать сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи между различными сторонами и отношениями действительности и пред­видеть тенденции их развития. Можно сказать, что культура мышления есть ло­гика, которая организует и упорядочива­ет процесс мышления, вырабатывает ме­тод, дающий возможность производить все перечисленные нами мысленные опе­рации. Культура мышления не сводится к многознанию и даже к процессу позна­ния, хотя без знания невозможна. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (ок. 530-470 до н.э.) говорил: «Многознание не научает премудрости». Знание само по себе представляет лишь фунда­мент, на котором и может развиться культура мышления - мудрость. И в ней главное место будет занимать знание о незнании, так как именно такое знание - залог развития мышления. Знаменитая фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю» принадлежит Сократу (ок. 470—399 до н.э.), одному из самых мудрых мыслителей прошлого, понявшему, что, по сравне­нию с неизвестным в мире, известное - лишь малая песчинка.