Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 3 из 8)

Культура производства начинается с взаимных отношений чело­века и техники, заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. По­этому развитие культуры технических отношений требует гуманиза­ции техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности са­мого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям че­ловека, занимается эргономика.

Процесс труда - центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности - от уме­ний, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эф­фективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в про­цессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и же­лания. Можно ска­зать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и уме­ния, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так да­лее), невозможно говорить и о культуре производства в целом. Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Вы­сокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практи­ческих и теоретических, и более высокий уровень подготовки спе­циалистов. Так как высокие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные от­ношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, свя­занных с ответственностью, умением видеть, формулировать и ре­шать задачи различной степени трудности, обладать творческим по­тенциалом.

Система производства и все отношения, которые в ней складыва­ются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необхо­димым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гар­монии взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессио­нальной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.

Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культу­ре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отно­шений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежед­невно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственнос­ти, энергии и инициативы работника. С усложнением труда стано­вится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: «лошадь можно привести на водопой, но пить ее сил­ком не заставишь». Поэтому управленческая деятельность заключает­ся в упорядочении связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с эко­номической, политической и правовой культурой, с другой, вклю­чает в себя производственную этику, мораль, нравственность, зна­ние этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы учесть их индивидуальные особен­ности и производственные потребности. Иначе процесс труда неиз­бежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем говорилось выше, относится к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.

Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в об­ласти конкретной деятельности, владение необходимой в данной от­расли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе произ­водства. Профессиональная культура находится на стыке общей куль­туры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе произ­водства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что произ­водимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетичес­ким видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем от­ражается технология его исполнения, о многом говорят использо­ванные материалы: все это - показатели культуры данного произ­водства. Конечно, можно производить уникальные предметы при по­мощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового приме­нения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.

Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эс­тетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества. На протяжении истории вещественный мир «вбирал» в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства че­ловек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рас­считанные на долгое использование. «Дом, орудия труда, посуда и даже одежда служили не одному поколению». Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его пред­ставление об их практичном применении, а также особенности худо­жественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны. Когда вещи начали изготавливаться профессионалами - ремесленни­ками, они стали более искусными и декоративно - украшенными, не­которые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сфе­ры. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Веществен­ная среда «воспроизводит» всю систему культурных норм, эстети­ческих взглядов и всей специфики определенной эпохи. На примере двух рисунков, сравнивая ос­новные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век), достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одеж­да людей каждого периода.