Смекни!
smekni.com

Культурологія (стр. 55 из 113)

Водночас В. І. Вернадський добре розумів, що людство знаходиться лише на підступах до ноосфери. Він неодноразово зазначав, що посилений вплив людини на біосферу призводить до зниження багатьох видів, до зміни кількісних співвідношень між іншими видами. Природні екосистеми замінюються культурними, а в тих, що залишилися, перебудовуються біотичні зв'язки, спрощується структура трофічних ланцюгів. Але фактори органічної еволюції не перестають діяти, а проявляються на кожній території, де існує людина. При цьому процеси боротьби за існування і природного відбору набирають специфічних рис у культурних екосистемах. Та особливо великі зміни відбуваються в масштабі всієї планети, що характерно для нинішнього етапу розвитку біосфери наприкінці XX ст. «Людина вперше реально зрозуміла, що вона житель планети і може _ повинна — мислити й діяти у новому аспекті, не тільки в аспекті окремої особистості, сім'ї, родини, держави чи їх спілок, а й у планетарному аспекті. Вона, як усе живе, може мислити й діяти у планетарному аспекті тільки в царині життя — в біосфері, в певній зеленій оболонці, з якою вона нерозривно закономірно зв'язана і вийти з якої не може, її існування є її функція. Вона несе її повсюди. І вона її неминуче, закономірно, неперервно змінює» .

В. І. Вернадський вірив у те, що життя на Землі зникнути не може, а людство як могутня геологічна сила спроможеться перебудувати біосферу в інтересах людства як єдиного цілого.

49.Естетична культура та основні її елементи: естетична свідомість, естетичне пізнання .естетична діяльність

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения,всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества спомощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического идругих.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится вэстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людейсредствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественноготворчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру- профессиональное и коммерциализированное художественное творчество длябольших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов,профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетическиестороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическоесознание и его культурные формы. Термин «эстетика» ввел в науку немецкийфилософ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавершенном труде «Эстетика».

Им было обозначено совершенное чувственное познание, вершина которого -красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинногочувственного познания, возвышающего человека и сам процесс познания. Ноочень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». Исегодня эстетика - это теория искусства. Ее содержание составляюттеоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль вдуховной жизни общества, в удовлетворении эстетических потребностей людей,методы и способы воспроизводства искусства.

Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, вкоторой отражается художественная культура и его главный элемент -искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин - «художественноесознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание»как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины«эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание». Неупотребляются также и словосочетание «искусственная культура»,«министерство искусства». Их суть выражена более естественнымисловосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура,искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее»только искусством).

Содержание художественно-эстетической культуры общества составляютследующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического сознания имировоззрения субъектов. Во-вторых, мера развития видов искусства и степеньинтегрированности субъектов в их функционирование. В-третьих, утверждение вповедении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного какценностей и регулятивов.

В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов вотечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизмхудожественного мышления и деятельности. В-шестых, многообразие и своводаэстетического восприятия действительности и самовыражения личности.

Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающийчеловека мир и самого человека с использованием категорий -«художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное»,«трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основныхявляется категория «художественное». Она имеет несколько значений.

Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведениюдействительности в художественных образах. Например, художественнаялитература, художественное творчество, художественное мышление,художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся кпроизведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры,графики и т.п. как художественные выставки). Художественное означает такжесвойственное произведениям искусства, содержанию или стилю деятельности ихсоздателей. Например, реализм, сюрреализм, авангардизм присущи не толькопроизведениям живописи, но составляют ее жанровые направления. Ониуказывают также на стиль художественного творчества создателей такихпроизведений. Категория «художественный» применяется и для подчёркиванияиндивидуальных особенностей человека, его задатков и направленности:художественные наклонности ребенка, талант художника.

Обобщая понимание категории «художественное», можно подчеркнуть, чтосодержание и виды многообразной деятельности представителей искусства,народной художественной культуры отражаются в данной категории в формечувственных или абстрактно-логических образов сознания, которые отличаютсяот образов науки, политики, религии и т.д.; привнесением в них признаковизобразительного, музыкального, театрального, танцевального, эстрадного идругих видов творчества.

В совокупности признаки и образуют содержание понятия «художественное». Онообусловлено отражением признаков художественного творчества на «трехуровнях»: а) на уровне фиксации признаков природы, самого человека,человеческой культуры; б) на уровне формирования признаков художественногомышления в сознании субъекта; в) на уровне «соединения», интеграциипризнаков материального мира и признаков художественного мышления внепосредственном процессе художественного творчества. Поэтому понятие«художественное» отличается от другого, близкого к нему понятия«художественный образ» многообразием форм, широкой степенью обобщенияпризнаков художественной культуры и ее видов.

Категория «художественный образ» означает эмоционально окрашенноеотображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры инародного художественного творчества объективного и субъективного мира вконкретном виде творчества. Так, художественный образ в музыке отличаетсяот художественного образа в живописи или цирковом искусстве тем, чтоотражает действительность средствами и способами музыкального творчества,содержит в себе признаки музыки как самостоятельного вида творчества. Художественные образы в литературном творчестве связаны, как правило, сконкретными персонажами, их характером, поведением, общением идеятельностью, моральностью или аморальностью содержания жизни и т.п.

В художественных образахреалистичность сочетается с фантазийностыо, строгость передачихудожественно-эстетических признаков со свободой и незавершенностью,персонифицированность с отвлеченностью или типичностью.

Художественный образ трудно сформировать, не обращаясь к более конкретнымкатегориям эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и др.

Прекрасное - категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта,которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой,уникальностью, симметрией, пропорцией, ритмом. Это обобщенное,синтезированное определение, идеальная теоретическая модель прекрасного.

Применительно к предметам и явлениям природы, жизни людей, конкретнымхудожественным образам категория «прекрасное» может отражать далеко не всеперечисленные признаки. Категории «прекрасная погода», «красивые горы»,«прекрасная игра актера», «прекрасная музыка» и другие несомненно имеютсвое содержание и признаки. Но все они отражают и что-то типичное которое изакреплено в понятии «прекрасное».

Прекрасное имеет как бы различные степени выражения: менее красивое, болеекрасивое, красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношениечеловека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманийпрекрасного, красивого - соответствие формы предмета или художественногообраза его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своимантиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Частобезобразное в художественном творчестве используется для усилениявосприятия прекрасного.

Возвышенное - категория, отражающая значительное и устойчивое, обладающеебольшой силой духа или воздействия на внутренний мир человека, на егоповедение, общение и деятельность. Возвышенное включает в себячеловеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению совершенных идеалов,гражданственность, мужество и героизм, государственный и народныйпатриотизм, другие признаки и элементы.