Смекни!
smekni.com

Привычки китайского народа (стр. 2 из 5)

Исследователи отмечают в первую очередь огромные адаптационные возможности китайского генотипа: усваивая чужую, пришлую культуру, китайцы тем самым освежали, укрепляли, сохраняли неизменным дух китайской культуры, приспосабливое новое к потребностям своего общества.

Главной чертой национального характера считают рационализм. Ключевым словом для китайца во все времена было слово “польза”. Это объясняют тем, что в традиционных китайских учениях отсутствовало религиозное начало, в единении Человека и Природы не было мистического поклонения Природе, а была необходимая, естественная, разумная связь, соотнесенность друг с другом. Человек сам может изменить себя, с пользой употребить свои возможности, знания, способности и по отношению к себе, и по отношению к Природе, и к обществу. Мудрецы, а за ними и все остальные, рассуждали не о том, что есть истина и ложь, что есть Мир, а о том, как их использовать в человеческих отношениях, как воздействовать на правителя и его политику. Упомянутый выше Ли Цзэхоу пишет: “Китайцы более конкретны, более реально относятся к миру, к людям. Они не верят в бога, загробную жизнь. Они контролируют чувство мыслью”. Отсюда сугубый прагматизм китайцев: они решают практические, конкретные проблемы.

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Это качество воспитала и “рисовая цивилизация”, и конфуцианская этика труда. Способность упорно трудиться очень помогает современным китайцам совершать экономический прыжок в будущее.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, которые большей частью были очень бедны на протяжении многих столетий. Отсюда проистекает бережливость, экономность.

Как негативные черты национального характера китайцев отмечается тяга к покою, нелюбовь к переменам (“Не приведись вам жить в эпоху перемен” - эти слова Конфуция широко цитируются), настороженное отношение ко всякого рода новациям.

Стремление избегать острых душевных страданий, душевного зла, культивирование стертости истинных чувств европейский ум считает тоже негативным качеством китайцев.

Ксенофобия, т.е. нелюбовь к иностранцам, вполне объяснима с точки зрения исторического пути, пройденного китайцами. До 19 века в Китае господствовала китаецентрическая теория: Поднебесная – центр мира, окружающие Китай государства и народы слабы, не приобщены к конфуцианской цивилизации, потому призваны играть роль вассалов. С 19 же века отношения с европейскими странами и США выстраивались не в пользу Китая, несли унижение национального достоинства и вызывали неприязненные чувства у китайцев. Неудивительно поэтому, что у китайцев сохраняется влияние традиционной точки зрения о превосходстве китайской культурной традиции над западной.

Как негативную черту можно рассматривать и ограниченность взглядов, узость мышления, замкнутость на себе и своем хозяйстве , порожденную мелким и мельчайшим производством.

Многое объясняет закон соответствия поведения месту и времени ( в отношении японцев чаще употребляется понятие “ситуационной этики). Суть закона сводится к тому, что все, что делаешь – надо делать во- время и к месту. Рецептов нет. Одинаковые действия в схожих ситуациях разных людей могут привести к разным результатам, принести пользу или вред, одних возвысить, других унизить. Ситуационное поведение стало нормой, глубоко вошло в сознание китайцев.

1.2 Неприятные привычки китайцев

Одной из особенных прелестей, которую может испытать путешественник, посещая страну другой, отличной от его собственной культуры – это приобретение знаний и опыта о быте, традициях и привычках другого народа. Однако иногда случается, что культурные различия довольно жестоко ударяют по сознанию путешественника. Для человека европейской культуры Китай является кладезем богатой истории, культуры и традиций. Но в то же самое время, некоторые привычные для китайца вещи довольно сильно бросаются европейцу в глаза, порой вызывая настоящий культурный шок.

Китай – другой! И это ощущается не только в доисторических постройках, в изысканности китайской кухни, в сложности иероглифов, в витиеватости китайской философии и уникальности китайских боевых искусств, но и в довольно простых вещах и привычках, окружающих повседневную жизнь китайцев. Есть тысячи причин по которым нужно хотя бы раз в жизни побывать в Китае. Но, возможно, для кого-то соприкосновение со специфическими моментами китайского быта может навсегда отбить охоту путешествовать в Китай и, даже, сформировать у человека предвзятое мнение о всех китайцах и стране. О таких не совсем привычных для европейского уха, глаза и восприятия вещах пойдет речь в этом разделе. Предупрежден – значит обезопасен! Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет. Причем количество подверженных этой нездоровой привычке в Китае имеет тенденцию к возрастанию. Китайцы курят повсеместно, не взирая на лица и ситуации. Так что вторичное курение в китайском обществе просто неизбежно. Однако, к великому счастью некурильщиков, все местные авиарейсы в Китае стали «некурящими».

Помимо всего прочего (в частности - уважения к привычкам окружающих) у китайцев в крови небрежное отношение к сигаретному пеплу. В Китае вы можете встретить его повсеместно: на полу в гостиничном холе, на покрывале, на ковре в конференц-зале, на мебели. Если вы не выносите табачного дыма или людей с сигаретой в автобусах и ресторанах – вам просто следует изменить отношение к этому на время. Если вам это не удается, то единственный выход для вас – покинуть страну. Китайцы будут не просто удивлены или раздосадованы, если вы им сделаете замечание по поводу курения - они могут всерьез разозлиться на вас. И хотя китайские власти последнее время начали ряд громких кампаний против курения, мало кто до последнего времени воспринимал это всерьез в Китае: налоги на торговлю табачными изделиями были и остаются одним из главных источников пополнения государственной казны.

Правда, существуют робкие надежды на то, что годы в преддверии Олимпиады, запланированной в Китае, могут как то упорядочить не только госполитику по отношению к курильщикам, но и внести некоторую свежую струю в умы самих китайцев. Китайцы традиционно не очень сильны в формировании стройных порядков и очередей за чем бы то ни было. При населении свыше миллиарда это вполне объяснимо. Иностранцу знание этого факта должно придавать столько же агрессивности и наглости, сколько наглости и агрессивности содержится в «неорганизованных от природы» китайцах. Иначе, вы просто рискуете остаться в аутсайдерах.

Путешествия организованными группами в Китае имеет свои преимущества: вы можете сполна применять армейскую тактику в очередях на аттракционы и билетные кассы: обходы, захваты, обманные маневры и другие движения будут по достоинству оценены «противником».

Китайцы любят поглазеть на иностранцев. В этой китайской привычке элементарного любопытства больше, чем чего бы то ни было другого. Постарайтесь не обижаться на добрых и простых китайцев, которые возможно видят вас в первый и последний раз. Они совсем ничего не хотят сказать своим «внутрьдушипроникающими» взглядами. Возможно, они просто хотят, чтобы ваш незабываемый образ получше и подольше запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием – так же пристально поглазеть на китайца(ев) и улыбнуться им в ответ. Вы рискуете нарваться… на ответную улыбку!

Попрошайничество, побирание, а также приставания уличных торговцев – один из побочных эффектов общества, быстро вошедшего в рыночную экономику. Торговцы, особенно на курортах и в туристических зонах могут быть особенно докучливыми. Если вас эти вещи изначально раздражают – лучше всего просто не проявлять никакого интереса к торговцам. Равно как и не обращать внимания и не выказывать резко своих негативных эмоций к нищим и побирушкам, даже если они хватают вас за руки или за одежду. Безразличное спокойствие – вот ваше главное оружие в таких ситуациях.

Однако если вы любитель поторговаться – нет места лучше, чем уличные торговцы. Там вы можете сполна раскрыть свои купеческие таланты и выторговать нужные вам вещи по действительно низким ценам. Надо лишь иметь в виду, что качество товара на улице в любом случае оставляет желать лучшего.[4]


2. Вкусовые пристрастия китайцев

У некоторых прогрессивных историков в наши дни популярно мнение, что история Китая во многом тождественна российской. Разрозненные славянские племена, как гласит предание, убежденные советом новгородского старшины Гостомысла, в IX веке потребовали властителей от варягов. Также в 1644 году утомленные 33-летней крестьянской войной, китайцы призвали властителей с севера. Маньчжуры образовали династию Цин и «сели китайцам на шею» на ближайшие три века. Рюриковичи правили Русью почти до середины XVII века. Если Россия неполных три века находилась под татаро-монгольским игом, то китайцами манчжуры владели в 2 раза меньше.

Таким образом, исторические процессы у двух народов идентичны — только в Китае колесо судеб словно бы вращается несколько быстрее. Китай, как и Россия, страна огромных расстояний и колоссальных различий в нравах и обычаях. В Тибете живут не так, как, скажем, в бамбуковых зарослях острова Хайнань или в многолюдном Шанхае. И готовят пищу везде по-разному. На юге можно встретить на столе чеснок и рис, на севере любят орехи и бобовые, чеснока там не увидишь.

Первенство на лучшую кухню в Китае оспаривают Пекин, Кантон и Сычуань. Кантон отдает предпочтение лакомствам. В Сычуане кухня славится пряностями и к тому же знаменита своими равиоли — хунтун, как их здесь называют. Традиции приготовления этого блюда настолько древние и сложные, что имеет значение даже температура и влажность на кухне. Китайцы готовят очень быстро: поваром в Китае нужно родиться. Имеется пять способов приготовления пищи: парить и тушить, слегка обжаривать со шпиком и специями, жарить до полуготовности и жарить в масле. Такой длительный способ, как варка, умеющие ценить время китайцы применяют редко. [5]