Смекни!
smekni.com

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента (стр. 2 из 6)

Золоченое дерево резной части подчеркивало редкое по белизне фарфоровое украшение иконостаса, выполненное мастерами фарфорово-фаянсовой фабрики Переваловых.

Уникальна и удивительна по своим художественным качествам фарфоровая часть иконостаса: колонны и диски, декоративные элементы в виде треугольных деталей, "кокошники" отмечены сложным рельефным орнаментом с изысканным колоритом.

Величественный образ прекрасного иконостаса, сотворенный вдохновением и талантом мастеров прошлого, и сегодня поражает своей красотой. Качество исполнения, высокая эстетическая ценность делают иконостас ярким явлением в художественной жизни Сибири конца XIX века, явлением, в котором соединились стили разных исторических эпох и народов.

Внутреннее убранство Казанской церкви

Пятикупольный, трехпридельный храм, покрытый красной глазурованной черепицей, привезенной из Германии. Барабан центральной и малых глав украшен орнаменты из майолики. Сама кирпичная кладка служит важным декоративным элементом в общем "узоре" здания. Три портала были декорированы резьбой, выполненной по бетону с использованием мозаичных вставок. Здесь можно увидеть символические изображения евангелистов, виноградной лозы, птиц.

Виноградная лоза на кресте

Процветший Крест – это одно из древнейших изображений Креста, пришедшее к нам из древней Византии. Самым главным отличием Его являются две ветви с цветами, исходящие из основания Креста – они символизируют собой Воскресение. С типом процветшего креста связана история его Животворящего Древа. По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого, в свое время, праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево. Через много лет бревно, вытесанное из него, попало к царю Соломону, не знавшему, куда применить его в строящемся Иерусалимском Храме. Царица Савская предсказала Соломону, что на этом брусе будет казнен его потомок — обещанный Мессия израильского народа. Испугавшись, царь велел утопить бревно в Силоамской купели, где оно пролежало до дней Христа. Придумывая мучительную казнь для Спасителя, иудеи достали отяжелевшее от времени Древо и заставили Иисуса тащить его на вершину Голгофы (Христос не раз в изнеможении падал под его тяжестью). После того, как стало известно, что Спаситель воскрес, Древо глубоко зарыли, чтобы не дать верующим поклоняться ему. В царствовании Константина, первого христианского императора, его мать св. Елена предприняла настоящее расследование для того, чтобы обнаружить святыню. После долгих поисков и допросов, один из иудеев признался, где они закопали Крест Господень. Но на указанном месте вместо одного были обнаружены сразу три креста (ведь рядом со Спасителем казнили еще двух разбойников): крест распятия и страстей Господних, процветший крест — Древо Жизни, крест воскресшего Спасителя.

Один из самых распространенных и почитаемых на Руси символов Животворящего Креста Господня, олицетворяющий избавление рода человеческого от первородного греха, дарованное Спасителем ценой своих крестных мук. Симметричное раздвоение нижней части столба и превращение парных отростков в растительный орнамент (в византийском варианте – в виноградную лозу с листьями и гроздьями ягод) воочию символизирует цветущую Жизнь, которой мы обязаны Живодавцу Христу. Раздвоенность нижнего элемента символа семантически связывает его с древнейшими языческими эмблемами Средиземноморья, представляющими собой зоо- и антропоморфные фигуры, заканчивающиеся двумя извивающимися змеиными хвостами.

Меровингское искусство

В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево линий. Среди узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних ирландских рукописей. На севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры.

1.3 ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА С МОТИВОМ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ

Ковка — механическая обработка металла, при которой нагретый металл уплотняется, сращивается и получает форму при помощи молота и наковальни. Ковка бывает ручная и механическая, отличающаяся только размерами выделываемых вещей. Сначала предмету дают только приблизительные размеры (заготовка болванок), а точные размеры он принимает в окончательной отделке.

Конец XIX — начало XX веков художественной жизни Москвы время своеобразное, сложное и противоречивое. В этот период с одной стороны продолжали издаваться произведения художественного металла в духе историзма (эклектики); с другой стороны уже в 90-х годах передовые художники Европы, которым перепевы старого надоели до оскомины, начинают энергичные поиски новых путей, новых форм. Эклектическому реставраторству они противопоставляют культ машины, техники, современных материалов.

Уникальна с точки зрения кузнечного мастерства мемориальная кованая ограда у захоронения Н. Л. Тарасова, выполненная по эскизам скульптора Н. А. Андреева. Следует отметить редкую графичность решения. Целостность и законченность композиций из металла в начале XX века, несомненно, идет от высокой культуры графики, которая в это время проявилась во многих видах искусства — гравюра, книжной графике, театральных декорациях, тканях. В этот период работали такие признанные мастера графического искусства, как Остроумова-Лебедева, Добужинский, Бакст, Бенуа. Многие художники работали как театральные декораторы. Именно графическими образами навеяно решение ранней работы Н. А. Андреева, тесно связанного в этот период, как и меценат Н. Л. Тарасов, с коллективом Московского Художественного театра.

Высокая кованая ограда из девяти прясел, очень легкая и ажурная, начинается от двух створок, как бы ворот, на которых даны профильные очертания иконописных фигур. "По своему почти ренессансному совершенству они заставляют вспомнить рублевские образы. Далее повторяются дважды идентичные мотивы: виноградные лозы с гроздьями, павлины, яблоки, олени. С противоположной стороны от входа изображено райское дерево, обвитое змеем, вверху — агнец. Всю эту композицию окружает солярный знак". Нетрудно угадать основную мысль замысла — попытку отобразить своеобразные райские кущи, в которые попадает душа согласно христианской религии. Решетка отличается высоким мастерством исполнения. Кузнецы с удивительной точностью воспроизвели рисунок Андреева, воплотив в металле легчайшие движения его пера.

Большим спросом изделия из кованого железа пользовались в эпоху готики. Например, часто ими украшалась мебель. Один из самых совершенных образцов готической эпохи — кованый декор дверей собора Парижской богоматери (вязь из виноградных листьев). Фигурные оковки дверей из церкви французского города Ганна можно увидеть в лондонском музее Виктории и Альберта, подобную же работу — в церкви св. Елизаветы в Марбурге (ФРГ). А в Англии сохранились ограда гробницы Элеоноры Кастильской в церкви Вестминстерского аббатства (одиннадцать панно, различные мотивы на тему виноградной лозы), ограда хора в Кентерберийском соборе. Много интересных решеток церквей в испанской провинции Каталония. В Руанском музее (Франция) имеется богатейшая коллекция ключей, дверных молотков и замков той эпохи.

Также довольно много изделий изображающих виноградную лозу изготовлено методами литья, тиснения и монтировки с последующей доделкой (гравировкой и др.).

Литьё — получение изделий (отливок) путем заливки в литейную форму обычно расплавленных материалов (металлов, горных пород, пластмасс, резиновой смеси и др.), которые после затвердевания в результате остывания или вулканизации приобретают конфигурацию внутренней полости формы. Для получения металлических отливок применяют более 50 способов литья: в песчаные формы, в кокиль, по выплавляемым моделям, центробежное, под давлением и др.

Тиснение — получение изображения давлением нагретой формы на переплетенную крышку, бумагу или картон; выполняется на позолотном прессе. Различают плоскоуглубленное и рельефное тиснение, которые могут быть бескрасочными и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях).

Монтировка — сборка изделия из частей, различающихся по материалу или технике изготовления.

Гравировка — форма декорирования, в которой линии или точки вдавливаются в твёрдую поверхность, такую как металл или стекло, с помощью либо инструмента с алмазным наконечником, либо вращающегося абразивного колеса, либо воздействия кислотой.