Смекни!
smekni.com

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента (стр. 4 из 6)

Плоскорельефная резьба даёт невысокий рельеф, носящий обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной резьбы является т. н. заоваленная резьба, в которой края вырезанного рисунка слегка закругляют ("заоваливают"), что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют слабо, либо не углубляют вовсе.

Выемчатая (углублённая) резьба представлена двумя основными техниками - трёхгранно-выемчатой и скобчатой. Для трёхгранно-выемчатой резьбы характерен геометрический узор, для скобчатой – ногтевидные и лунообразные элементы орнамента. Декоративная выразительность выемчатой резьбы основана на сочетании графической чёткости орнаментальных форм с живописностью создаваемой ими светотеневой игры.

Контурная резьба - это резьба углублённых линий, декоративный ритм которых четко прослеживается на глади фона.

При накладной резьбе вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоёмкой его выборки.

Если говорить об этом методе обработки дерева, то вторая треть XIX в. дала необыкновенное множество примеров искусного оформления художественных рам, изготовленных методом резьбы. Именно к этому периоду можно отнести появление золоченых резных рам с декоративным убранством в виде виноградной лозы. Подобные рамы привлекают особое внимание зарубежных специалистов, так как традиционный для русского декоративно-прикладного искусства мотив виноградной лозы практически не встречается в орнаментах западноевропейских картинных рам.

В Италии XVI века был сделан стул из цельного дерева с резной спинкой, свадебный ларь, поставец венецианской работы, алтарь. Для изготовления этой мебели применялся орех коричневого тона, характерный для Италии материал, позволяющий мастеру достичь большого художественного эффекта. Мотивы резьбы были почерпнуты из наследия античного искусства. В свадебном ларе, очевидно, флорентийской работы, удивляет редкое единство формы и орнамента в виде виноградной лозы, которое отличало мастеров-мебельщиков Италии XVI - начала XVII века.

Мебель этой эпохи в своей конструктивной логике подобна архитектурным сооружениям. Алтарь решён в виде портала с колоннами, перевитыми виноградной лозой, с подиумом в нише для фигуры Богоматери — эти элементы архитектуры чрезвычайно характерны для мебели XVI-XVII веков. Особенно это ощущается в корпусной мебели, сделанной на юге Германии. Шкаф превращается в подобие двухэтажного здания, каждый этаж-ярус которого разделяется карнизом. Ярусы оформляются колоннами или пилястрами. Створки шкафов напоминают порталы или окна, увенчанные наличниками или фронтонами. Все эти архитектурные детали укрепляются при помощи клея и являются ещё, по сути, декорацией, скрывающей конструкцию шкафа, составленного из двух сундуков. Это впечатление усиливают и откидные сундучные ручки в виде виноградных лоз, на его боковых фасадах. Именно так сконструирован шкаф, украшенный капом (нарост на дереве, дефект древесины, дающий богатую красивую фактуру). Шкафы обязательно снабжались полками, и одежда в них хранилась в сложенном виде. Они могли служить также для хранения различной утвари.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII - начале XX вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Датированные изделия с росписью "под фон", относящиеся к середине XIX века, почти единичны. В Нижегородском краеведческом музее находится дуга, помеченная 1857 годом. Ее роспись имеет композицию, широко распространенную при декорировании таких видов изделий: парные геральдические золотые львы у основания и розетка наверху у отверстия для прикрепления колокольчика. Основная часть поверхности дуги украшена орнаментом, напоминающим рисунки узорных тканей с золотистыми листьями и гроздьями винограда. Роспись исполнена рукой опытного орнаменталиста. Тщательно и тонко выписаны замысловатые изгибы виноградных лоз. И хотя роспись интересна своей затейливостью, однако в ней нет той смелости и свободы письма, которую мы особенно ценим в Хохломе. На более поздних дугах орнамент "под фон" исполняется уже в более непринужденной манере.

1.6 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В ГЕРАЛЬДИКЕ

Геральдика – учение о гербах, о правилах их составления и использования. Теоретическая и практическая геральдика систематизирует и приводит к единым смысловым и эстетическим канонам всю национально-государственную символику. Неразрывность понятий национальная и государственная проистекает из определения нации как народа, создавшего зависящую от него форму власти и имеющего в своем распоряжении собственную территорию, границы которой в той или иной мере признаются и уважаются другими нациями. Сохранение неизменных и признанных мировым сообществом смысловых связей между знаковыми звеньями при обретении этими звеньями национальной художественной формы позволяет рассматривать геральдику в качестве одной из знаковых систем конкретного народа, организованного в национальное государство.

Герб города Ташкент (1909 г.)

Описание: В золотом щите лазуревый волнообразный пояс, сопровождаемый, вверху и внизу, двумя зелеными опрокинутыми виноградными листьями. Щит увенчан золотою башенною о трех зубцах короною и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою.

Герб города Самарканд (1910 г.)

Описание: В лазуревом щите серебряный волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана, то есть три черных сдвинутых кольца. Щит украшен золотою башенною короною о пяти зубцах и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою.

Герб города Ужгород

Описание: В синем поле изображено, как из земли вырастают три золотые виноградные лозы, пересекающие друг друга, с тремя листьями и двумя кистями винограда на них.

Герб города Кутаиси (1870 г.)

Описание: В зеленом щите золотое руно, повешенное на ленте цветов Российской Империи. Щит увенчан золотою башенною, о трех зубцах короною, и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою.

Герб города Изюм (1781 г.)

Описание: "В золотом поле три виноградные лозы с плодами, показывающие самое именование сего города и что плод сей в окрестностях сего города родится".

Герб города Белгород-Днестровский

Описание: В червленом поле золотая виноградная лоза на подпорке, вырастающая из зеленой оконечности.

Герб города Инкерман

Описание: Красно-синий щит пересекают два узких шиповидных серебряных пояса. Поверх всего распятый на золотом якоре Святой мученик Климент в серебряном облачении с золотым нимбом. Щит увенчан золотой городской короной и украшен виноградной лозой с зелеными листьями и гроздьями винограда. Снизу щит украшен красной, подбитой золотом лентой с надписью "ИНКЕРМАН". Символика герба отражает древнюю историю города. Распятие над серебряными волнами повествует о мученической судьбе одного из величайших проповедников христианства Святого Климента, сосланного согласно преданию в инкерманские каменоломни в I в. н. э. За свои проповеди по приказу Римского императора Трояна Святой Климент был привязан к якорю и утоплен в море. Во имя Святого, одинаково почитаемого как восточным, так западным христианским миром в Инкермане был основан и ныне возрожден Свято-Климентовский монастырь. Виноградная лоза символизирует виноделие, издавна процветающее на земле Инкермана. Инкерманский завод марочных вин, славящийся своим искусством превращать перебродивший сок солнечной ягоды в непревзойденный напиток, достойно продолжает славные традиции крымских виноделов. Красный цвет символизирует мужество, самоотверженность, жизнеутверждающую силу, подвиг. Синий цвет отражает красоту, величие, искренность и славу. Белый цвет символизирует мудрость, чистоту и веру.

1.7 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В ДИЗАЙНЕ

Стиль французского королевского двора эпохи Людовика XV. Стиль изысканный и утончённый. Излюбленный мотив – рокайль (по-французски "rocaille" означает раковина или завиток). Популярны цветочные мотивы. Для стиля рококо характерен мелкий цветочный узор и нежные пастельные цвета. Начинается увлечение фарфором и китайщиной (шинуазри). В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. На европейский рынок попадают изделия из лака, фарфора, шелка, что формирует вкус к экзотике. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. Это приводит к появлению дешевых подделок лаковых изделий и бело-синего китайского фарфора династии Мин в европейских странах. Вначале они достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно все больше отходят от оригинала и создают стиль шинуазри.